Коммерческие банки смогут оказывать больше услуг своим клиентам на рынке ценных бумаг (РЦБ). На первый взгляд – это положительный сигнал для эмитентов и инвесторов, отмечает руководитель офиса АКРА в МФЦА Аскар Елемесов. Учитывая, что активы коммерческих банков в десятки раз превышают активы «инвестиционно-банковских компаний» (брокеров-дилеров), очевидно, что эти нововведения должны увеличить активность на РЦБ. Особенно в условиях, когда банковские депозиты до сих пор являются основным средством сбережения для населения Казахстана, а число вкладчиков за последние годы насчитывало миллионы. При этом количество инвесторов в ценные бумаги на сегодняшний день исчисляется только десятками тысяч, замечает эксперт.
Однако во всей этой ситуации могут быть и отрицательные последствия, считает Аскар Елемесов.
В первую очередь они затронут брокеров, которые столкнутся с возросшей конкуренцией. Второй проблемой он видит потенциальный конфликт интересов в тех ситуациях, когда банк предлагает своим депозиторам – физическим лицам ценные бумаги компании, являющейся заемщиком в этом же банке.
«Наличие потенциального конфликта интересов с высокой долей вероятности способно оттолкнуть от инвестирования в те или иные ценные бумаги зарубежных институциональных инвесторов», – полагает Аскар Елемесов.
Напомним, что в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности БВУ вправе проводить брокерские операции с государственными ценными бумагами РК и стран, имеющих минимальный требуемый рейтинг, производными ЦБ, а также определенными производными финансовыми инструментами.
Между тем ожидается, что банки, имеющие брокерскую лицензию, смогут осуществлять любые операции и приобретать любые виды финансовых инструментов для своих клиентов. Предполагается, что это предоставит возможность БВУ расширить линейку финансовых продуктов, не ограничиваясь депозитами.
Отметим, что по состоянию на 1 октября 2020 года 16 банков обладали лицензией на осуществление брокерской деятельности на рынке ценных бумаг. Сегодня для получения такой лицензии необходимо предоставить в уполномоченный орган соответствующий пакет документов. Тем временем законопроектом по вопросам восстановления экономического роста предусмотрена поправка, согласно которой БВУ, соответствующие критериям, установленным уполномоченным органом, смогут осуществлять брокерскую деятельность без соблюдения вышеуказанного ограничения.
По информации финрегулятора, данные изменения внесены в мажилис парламента.
В законопроекте также предусматривается возможность на уровне подзаконных актов признавать на рынке ценных бумаг новые финансовые инструменты. Это позволит оперативно внедрять новые инструменты, интересные для инвесторов и эмитентов, отметила заместитель председателя АРРФР Мария Хаджиева.
«Одним из инструментов являются инвестиционные облигации. Доходность по таким ценным бумагам зависит от динамики стоимости базового актива, к которому привязана облигация, например, цены на золото или акции конкретной компании. По сути, инвестиционная облигация является структурным продуктом, который дает возможность ее владельцу получить доход, участвуя в росте или снижении стоимости актива (ценной бумаги, валюты, товара)», – рассказала она корреспонденту «Капитал.kz».
При этом вводится упрощенный процесс выпуска и размещения облигаций, подлежащих частному размещению. Ограничение по размещению данных облигаций только среди квалифицированных инвесторов позволяет сократить требуемый пакет документов и сам процесс регистрации выпуска. Тем самым это ускорит процесс привлечения финансирования, сообщила Мария Хаджиева.
Дополнительно законопроектом предусматривается возможность выпуска клиринговой организацией сертификатов участия, позволяющих под залог однородных финансовых инструментов привлекать дополнительную ликвидность для участников торгов.
«Это своего рода стандартизированный инструмент, базовым активом которого являются деньги и ценные бумаги, внесенные участниками торгов на KASE в качестве обеспечения. Далее данные клиринговые сертификаты могут участвовать в качестве предмета операции РЕПО, высвобождая дополнительную ликвидность для его держателей», – объяснила зампред АРРФР.
Кроме того, регулятором сообщалось, что для развития инфраструктуры РЦБ реализована интеграция внутреннего фондового рынка и биржи МФЦА. Таким образом, сформирован междепозитарный мост.
Безусловно, увеличение инструментов фондового рынка должно положительно восприниматься самим рынком, однако для мелких инвесторов не все так однозначно, считает Аскар Елемесов. По его словам, пока рано говорить об успешности или привлекательности новых инструментов: многое зависит от того, кто и с какими целями будет их использовать.
Наряду с этим эксперт замечает, что фундаментальной разницей между коммерческим кредитованием и выпуском облигаций является прозрачность и более жесткие механизмы управления конфликтом интересов во втором случае (при получении финансирования на рынке ценных бумаг). Также для участников рынка предоставляется альтернатива привлечения более значительных сумм и на более длительные сроки, нежели при получении кредитов в банках.
«Сейчас в силу ряда законодательных ограничений крупные коммерческие банки чаще всего предлагают клиентам – физическим лицам инвестировать в ценные бумаги через свои дочерние брокерские компании, что, безусловно, утяжеляет операционный процесс. Поэтому ситуация, в которой у банков появляется возможность прямо предлагать услуги по покупке тех же акций своим депозиторам, вероятнее всего, даст краткосрочный импульс росту мелких инвесторов в рынок ценных бумаг», – говорит глава офиса АКРА в МФЦА.
В целом предложенные финансовым регулятором меры по активизации рынка ценных бумаг должны иметь положительное влияние на спрос и предложение при равенстве всех прочих условий. Тем не менее следует помнить, что именно заинтересованность институциональных инвесторов определяет успех рынка капиталов и фондового рынка той или иной страны, резюмирует Аскар Елемесов.
Другой независимый эксперт – финансовый аналитик Азамат Абдушев уверен, что реализация выше обозначенных мер АРРФР для банков должна стать для фондового рынка «глотком свежего воздуха». Вместе с тем на начальном этапе, а именно на протяжении последующих трех лет, сумма инвестиций физических лиц в РЦБ, по его мнению, не превысит 10% от объема розничных вкладов в тенге.
«Аналогичная ситуация может наблюдаться и в отношении спроса со стороны юридических лиц (не более 10%). В условиях экономического кризиса у корпоративных клиентов особенно повышается соблазн получать дополнительный непрофильный доход», – замечает Азамат Абдушев.
При этом он констатирует, что портфель физических лиц и портфель юридических лиц в нацвалюте, по последним данным регулятора, сложились на сумму 6 трлн тенге и 5,7 трлн тенге соответственно. В то время как активы в инвестиционном управлении составили 630 млрд тенге.
«Хочу отметить, что наибольшее значение активов в инвестиционном управлении наблюдалось в 2017 году – более 900 млрд тенге. Если за основу взять потенциал прироста за две сравниваемые даты, то с учетом предполагаемого увеличения участников фондового рынка объем инвестированных средств может вырасти в течение трех лет приблизительно на 1,5 трлн тенге», – полагает аналитик.
В свою очередь управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Ерлан Бурабаев напомнил, что банки и до этого могли оказывать услуги клиентам на фондовом рынке, но исключительно по приобретению ГЦБ. Таким образом, новая инициатива регулятора не только расширит возможности БВУ в части приобретения корпоративных ценных бумаг, но и выведет на фондовый рынок новых инвесторов, в том числе и с региональных филиалов банков.
Кроме того, если профессиональные участники рынка раньше были ограничены в развитии способов оказания электронных услуг, то теперь регулятор пошел на либерализацию и упростил их взаимоотношения с клиентами, дополняет эксперт.
В то же время, по его словам, присутствие инвесторов может смотивировать большее количество эмитентов размещаться на фондовом рынке.
«Мы сейчас, с одной стороны, даем возможности большему количеству инвесторов зайти на рынок, в том числе через онлайн-услуги и расширение возможностей БВУ, с другой – увеличиваем базу для новых инструментов и эмитентов», – заключает Ерлан Бурабаев.
В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка подчеркнули, что концепция функционирования брокеров в Казахстане построена на принципе номинального держания финансовых инструментов клиентов. Номинальному держателю запрещается регистрировать сделки с ценными бумагами без приказа клиента либо использовать деньги и ценные бумаги клиента в своих интересах или в интересах третьих лиц без соответствующего письменного разрешения клиента.
Финансовые инструменты клиентов учитываются брокером отдельно от собственных активов, на счетах, открытых в банках, кастодианах, центральном депозитарии и не включаются в имущественную массу в случае его банкротства и ликвидации.
При этом система гарантирования по аналогии с КФГД неприменима в отношении покрытия убытков инвесторов от рыночных или кредитных рисков, связанных с инвестированием.
При осуществлении посреднической деятельности и учета финансовых инструментов деятельность брокеров подвержена в большей степени операционным рискам, связанным с выполнением собственных бизнес-функций и действиями работников брокера, уточнили в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка.