Мошенники могут подобрать «ключ» к любой банковской карте или счету. Как злоумышленники могут заполучить ваши конфиденциальные данные и как от них можно защититься? Советами с корреспондентом «Капитал.kz» поделилась начальник Управления повышения финансовой грамотности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Сауле Ынтыкбаева.
Первый способ. Мошенники могут отправить на вашу электронную почту письмо якобы от банка с требованием сообщить данные, указанные на платежной карте – имя владельца, срок действия и защитный код. Обычно они оправдывают это тем, что необходимо предоставить данные карты для предотвращения взлома вашего интернет-банкинга, 2для усиления защиты и прочее.
Мошенники, рассылая подобные письма, используют в названии почты доменные имена банка, в котором вы обслуживаетесь.
Если вы получили письмо на свою электронную почту с просьбой заполнить форму с данными платежной карты или предоставить иную конфиденциальную информацию, ни в коем случае не отвечайте на него.
Второй способ. Мошенники часто звонят своим жертвам по телефону. Как правило, они представляются банковскими сотрудниками, пугают хакерскими атаками на ваш счет и требуют сообщить реквизиты вашей платежной карты.
Будьте осторожны: банки никогда не запрашивают данные платежных карт по электронной почте или с помощью звонков! Так как такая информация относится к категории сведений, защищаемых законом о банковской тайне.
Что делать, если данные карты уже предоставлены мошенникам или карта утеряна?
При утере или краже платежной карточки ее держателю, прежде всего, рекомендуется записать или запомнить контактный номер телефона банка-эмитента. Данный номер указывается на обратной стороне платежной карточки.
При утере, краже платежной карточки, обнаружении ошибочного изъятия или зачисления денег на банковский счет, совершении несанкционированного платежа необходимо незамедлительно позвонить по вышеуказанному номеру и заблокировать платежную карточку. При этом следует учитывать, что для совершения данной операции необходимо помнить кодовое слово, которое указывалось при подаче заявления на выпуск платежной карточки.
Тем же, кто попался на уловки финансовых аферистов и предоставил им свои данные по телефону или электронной почте, нужно в срочном порядке обратиться в свой банк с просьбой заблокировать и перевыпустить карту.
Необходимо также знать, что каждый банк индивидуален. В одном банке можно сразу с помощью мобильного приложения заблокировать карту после хищения в нем средств, в другом нужно звонить в колл-центр и подать заявку на блокировку карты.
В случае хищения средств с вашей карты необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.
Почему аферистам удалось вас обмануть
Рынок онлайн-платежей в Казахстане растет быстрыми темпами. Наиболее частой причиной мошенничества в интернете становится невнимательность пользователей либо недостаток знаний о правилах кибербезопасности.
Существуют такие факторы, как: кража личных данных для последующего хищения денег с платежной карточки или электронного кошелька, кража/утеря платежной карточки, подделка платежных карточек, а также мошенничество с помощью скимминговых устройств, применяемых для снятия информации с магнитных полос/чипа платежных карточек и т.д.
Необходимо отметить, что подавляющая часть мошеннических транзакций с использованием карточек казахстанских эмитентов совершается за рубежом.
Рекомендации по защите
Для кражи паролей и сбора секретной информации мошенники используют спам – рассылки или подставные сайты, поэтому главное не пренебрегать ключевыми требованиями безопасности: не разглашать и не публиковать на сомнительных сайтах реквизиты платежной карточки, оплачивать товары и услуги виртуальной картой, быть бдительными при использовании интернета.
В частности, ни при каких обстоятельствах не сообщайте незнакомым людям CVV-код платежной карточки (трехзначное число на обратной стороне) и тем более пароли или коды верификации от любых платежных сервисов.
Для обеспечения безопасности своего банковского счета или электронного кошелька не рекомендуется совершать платежи в непроверенных интернет-магазинах и группах в соцсетях, ни в коем случае нельзя сообщать третьим лицам конфиденциальные данные по телефону или посредством почты и обязательно подключите e-mail- и SMS-уведомления об операциях, проводимых на вашем банковском счете/электронном кошельке.
Что делают банки для защиты своей платежной системы
Казахстанские банки на регулярной и систематической основе проводят различные мероприятия для снижения риска мошенничества с использованием платежных карточек. Среди них
1) блокирование карточки после ограниченного количества неправильно введенного PIN-кода;
2) установление лимита расходных операций по банковскому счету;
3) подключение держателей карточек к услуге SMS-оповещения о движении средств по банковскому счету;
4) информирование клиентов о видах и способах мошенничества посредством размещения информации на сайтах, распространения буклетов и др.;
5) установка на банкоматы систем видеонаблюдения и другое.
Банки-эмитенты также ведут мониторинг карточных операций, и в случае обнаружения подозрительных транзакций принимаются соответствующие меры.
Несколько полезных советов
1) Используйте мобильный банк для отслеживания операций, которые вы совершили или не совершали.
2) Не храните крупные суммы денег на карте, которую вы носите с собой и используете для повседневных трат.
3) Если вам позвонил якобы сотрудник банка, то ни в коем случае не разглашайте ему свои данные.
4) Не отвечайте на письма, которые приходят вам на почту от якобы сотрудника банка.
5) Следите за своим мобильным телефоном, информация, хранящаяся в нем, представляет особую ценность для мошенников.