О развитии ситуации на внутреннем валютном рынке и основных событиях на мировых рынках в августе, динамике международных резервов нашей страны редакции центра деловой информации Kapital.kz рассказала заместитель председателя Национального Банка Республики Казахстан Алия Молдабекова в традиционном интервью по итогам месяца.
- Алия Мейрбековна, как развивалась ситуация на мировых рынках в августе? Повлияли ли внешние факторы на казахстанский рынок?
- В целом внешний новостной фон в августе был достаточно нейтральный. Нефтяные котировки в течение месяца торговались в узком диапазоне $44,15-45,86 без существенных сдвигов и излишней волатильности.
В начале месяца выходили данные по деловой активности в производственном секторе США и Еврозоны, одного из важных экономических индикаторов, за которым наблюдают инвесторы. Значения индексов выше 50 пунктов свидетельствовали о восстановлении производственных мощностей в ведущих экономиках мира. На фоне благоприятной макроэкономической статистики мировые фондовые индексы продолжили рост, к примеру, американский индекс акций S&P500 вырос за август на 7%, индекс MSCI World, отражающий состояние глобального рынка акций, за август вырос более чем на 6,5%.
Однако дальнейшее повышение аппетита инвесторов к риску сдерживалось опасениями по развитию ситуации с коронавирусом и усилением торговых конфликтов между ведущими странами. Руководители ФРС США указали на высокую неопределенность перспектив экономики США из-за распространения вируса. На геополитическом фронте президент США отложил запланированные переговоры с КНР на неопределенный срок.
Заметным трендом в минувшем месяце стало ослабление курса доллара США. Индекс доллара против валют развитых стран достиг двухлетнего минимума к концу августа на фоне заявления ФРС США о смене ориентира на средний показатель инфляции. Предполагается, что мера позволит удерживать ставки на низких уровнях более длительное время с возможностью подъема инфляции выше целевого значения. ФРС в таком случае может проводить мягкую монетарную политику продолжительное время, что также повлияло на снижение реальных ставок казначейских облигаций США и вызвало подъем цен на золото до рекордных значений выше $2000 за унцию.
В остальном внешний фон для внутреннего рынка оказался относительно спокойным.
- Как отреагировали валюты развивающихся стран на ослабление доллара США? Как вела себя при этом национальная валюта? Принимал ли участие Национальный Банк на валютном рынке?
- Несмотря на ослабление доллара относительно валют развитых стран, валюты развивающихся рынков демонстрировали разнонаправленную динамику, в большей степени движимые внутренними факторами.
Если такие валюты, как бразильский реал и турецкая лира, ослабли на 5,2% и 5,3% соответственно, то мексиканское песо укрепилось на 1,8%, а индонезийская рупия на 0,3%.
После некоторого ослабления в июле в августе мы наблюдали относительную консолидацию обменного курса. Официальный курс тенге за месяц ослаб на 0,5%, с 418 до 420,11. Средний курс тенге на бирже в августе формировался в узком диапазоне 417,87-420,11.
Национальный Банк в августе не принимал участия на валютном рынке. Колебания курса характеризовались умеренной волатильностью и в большей степени находились под влиянием внутренних факторов. Общий объем торгов на бирже чуть вырос по сравнению с июлем с 2,1 до 2,2 млрд долларов.
Также отмечу, что в августе наблюдался небольшой приток нерезидентов на рынок ценных бумаг РК в сумме 13 млрд тенге, и на конец августа объем иностранных инвестиций в нотах и ГЦБ Минфина составил 172,1 млрд тенге.
- Вы упомянули о влиянии внутренних факторов на курс тенге. Какие тенденции вы можете выделить за прошедший месяц на внутреннем валютном рынке?
- В отдельные дни августа мы наблюдали укрепление тенге, не связанное с внешними факторами. Это было обусловлено сезонным увеличением предложения иностранной валюты вследствие налоговых выплат. Ощутимый эффект «налоговой» недели наблюдался впервые с момента начала кризиса в марте т. г., когда нефтяные котировки упали до минимальных значений.
Традиционно в августе наблюдается другой сезонный фактор - спрос, вызванный периодом летних отпусков. Но в текущем году по причине ограничений, связанных с пандемией, данный фактор себя не проявил.
В целях обеспечения гарантированного трансферта в августе Национальный Банк осуществлял продажу валюты из Национального фонда на $681 млн. Размер конвертации для осуществления трансферта в августе был существенно ниже по сравнению с предыдущими месяцами, однако это не привело к дисбалансу на валютном рынке.
Компании квазигосударственного сектора в рамках своих обязательств за месяц продали часть валютной выручки на сумму $266 млн, что также сбалансировало спрос.
- Как изменились международные резервы за месяц, что повлияло на их динамику?
- По предварительным данным, международные резервы Казахстана, включая активы Национального фонда, на конец августа составили $94,1 млрд.
Золотовалютные резервы Нацбанка по итогам августа составили $35,4 млрд, незначительно увеличившись за месяц на $22 млн.
В течение месяца мы наблюдали приток средств на валютные счета банков второго уровня в Нацбанке, который в основном был нивелирован осуществлением выплат по государственному долгу в размере $300 млн.
Золото в составе резервов остается на стабильном уровне. За рекордным ростом цены на золото в первой половине месяца до исторического максимума в 2075 долларов за унцию последовало падение. За август цена на желтый металл снизилась на 1%, с отметки $1975 до $1956 за унцию. Несмотря на повышение волатильности, Национальный Банк намерен продолжить реализацию приоритетного права государства на покупку отечественного золота.
- Как изменился объем валютных активов Национального фонда в августе? Какие факторы на это повлияли?
- По предварительным данным, валютные активы Национального фонда увеличились в августе на $0,44 млрд и составили $58,68 млрд.
Позитивные настроения на мировых фондовых рынках благоприятно отразились на размере Нацфонда. Так, благодаря росту рынка акций более чем на 6,5% в августе и небольшому росту на рынке облигаций на 0,34% был получен положительный инвестиционный доход в размере около $1 млрд. Объем валютных поступлений в фонд составил $112 млн.
Изъятия из фонда были связаны с выделением гарантированного трансферта, объем которого в августе составил 287 млрд тенге.
- Отходя от формата нашего ежемесячного интервью, с чем связано ослабление тенге на этой неделе?
- Ослабление тенге напрямую связано с падением цены на нефть – нашего основного экспортного товара. С начала сентября на фоне беспокойства инвесторов относительно восстановления спроса на углеводороды котировки нефти падали. На фоне этого валюты развивающихся рынков и сырьевых экономик испытывают давление.
Впервые с 15 июня цена на нефть ушла ниже $40, достигнув 8 сентября, уже после закрытия нашего локального рынка, отметки в $39,4. Курс тенге в ходе биржевых торгов 9 сентября ослаб до уровня 426,50, или на 0,6% от уровня закрытия предыдущего дня.
Однако нужно отметить, что уже вчера вечером мы наблюдали отскок как по нефтяным котировкам, так и некоторое восстановление на фондовых рынках.
- Каковы перспективы развития ситуации на мировых финансовых рынках? Как это будет отражаться на тенге?
- С начала сентября мы наблюдаем, как рост рынка акций сменился вначале распродажей акций технологического сектора, а потом и падением фондовых индексов в целом. На фоне сообщений о приостановке испытаний вакцины AstraZeneca от COVID-19 наблюдается снижение риск-аппетита инвесторов.
В середине сентября состоится заседание комитета по открытым рынкам ФРС. Ранее ФРС США просигнализировала о том, что ставки будут удерживаться на низком уровне еще продолжительное время. Несмотря на то что приток ликвидности в результате беспрецедентных мер центральных банков продолжает поддерживать активы, рынки готовятся к росту нестабильности осенью из-за продолжающейся пандемии коронавируса и ее последствий, а также выборов президента США в ноябре т. г.
Стоит отметить также отрицательную динамику российского рубля, который остается под влиянием геополитических рисков. С учетом большой вероятности, что текущая ставка ЦБ РФ достигла своего «терминального» значения, а также переменный успех при размещении ОФЗ на аукционах по финансированию бюджета, риски дальнейшего ослабления рубля сохраняются.
Цена на нефть, являющаяся основным фундаментальным фактором для тенге, оказалась под давлением с начала сентября. Падение с начала текущего месяца составило более чем 11%. Основным негативным фактором является неуверенность инвесторов в скором восстановлении спроса на углеводороды. К этому добавилась новость о ценовых корректировках на нефть со стороны Saudi Aramco. Компания заявила о снижении цены для покупателей из Азии и США в октябре. Сохраняющаяся волатильность цен на нефть остается главным фактором риска для национальной валюты.
С другой стороны, после снятия локдауна динамика мирового потребления нефти продолжает постепенно восстанавливаться. Ключевыми факторами для цены на нефть будут дальнейшее развитие ситуации с COVID-19 и политика стран - членов ОПЕК+. Национальный Банк продолжает мониторить события на внешних и внутреннем рынках и в случае развития экстремальных ситуаций готов использовать весь спектр доступных инструментов для обеспечения финансовой стабильности.