USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.49$
+0.040
BTC
90261.90$
+746.600

Платежи эпохи COVID

Как переживает пандемию мировой рынок платежных систем

Share
Share
Share
Tweet
Share
Платежи эпохи COVID- Kapital.kz

Эпидемия COVID-19 оказала огромное влияние на финансовый рынок. Сегодня банки и ключевые игроки финансового рынка должны максимально быстро и эффективно реагировать на изменения, чтобы не только сохранить собственный бизнес, но и позаботиться о клиентах, партнерах и экосистеме в целом. Такие действия в большей степени являются краткосрочными задачами, но многие из принимаемых мер станут основой будущей стабильности и роста.

Влияние пандемии на мировой рынок платежных систем

Несмотря на то, что общий уровень рыночной капитализации упал на 33%, до уровня кризисного 2008 года ($1,3 трлн), по данным исследования Accenture, финансовая отрасль во время нынешнего спада находится в гораздо более выгодном исходном положении. Это означает, что банки хорошо капитализированы и лучше готовы к тому, чтобы компенсировать свои убытки. В поддержке кредитных рынков активно участвуют и центральные банки, стремящиеся предотвратить повторение ситуации с ликвидностью, которая наблюдалась в 2008 году. Сегодня платежные системы функционируют стабильно и относятся к тем сервисам, работу которых противоэпидемиологические меры не приостановили.

Однако заметному негативному воздействию подверглись самые крупные локальные рынки платежных систем, такие как Китай (20% мирового рынка), Европа (14%) и США (31%). Из-за пандемии потребительские расходы граждан этих стран существенно снизились, что негативно сказалось на выручке. Снижение процентных ставок, потеря доверия потребителей, а также сокращение объемов производства – все это говорит о негативном краткосрочном и среднесрочном прогнозе доходов от платежей в указанных регионах.

Сокращение расходов и новые приоритеты

Мрачные прогнозы стимулируют создание инициатив, нацеленных на сохранение прибыльности бизнеса платежных систем. Платежи, сопровождающие потребительские расходы, которые в США до пандемии достигали 74% от общего дохода, стремительно упали. Эксперты Accenture отмечают, что из-за социальной изоляции снижение спроса было драматическим – на 99,9% сократились заказы в британских ресторанах, а расходы на туризм в США упали на 78%. Что касается платежных карт и валютного рынка, то и здесь произошло сокращение объемов в связи с резким прекращением туристического потока.

Основные расходы переместятся в зону электронной коммерции. Однако онлайн-торговля даже после невероятного скачка в начале пандемии, скорее всего, тоже не избежит спада, поскольку цепочки поставок истощаются.

Результатом пандемии стал кардинальный пересмотр расходов компаний, и бизнес платежных систем здесь не стал исключением: провайдерам платежей придется пересмотреть свои краткосрочные цели. Не исключено, что ради сокращения расходов придется уменьшить или вообще отказаться от сборов за овердрафт, снизить процентные ставки и комиссии за проценты по кредитной карте. Важно понимать, что платежные системы способны не только поддерживать своих клиентов во время кризиса, но и стимулировать собственное восстановление с помощью инициатив по сохранению экономической ликвидности.

Кризис, возможно, окажет значительное влияние и на то, как платежные компании будут инвестировать в разработку инновационных продуктов. Исследования Accenture показывают, что крупные компании уже сокращают расходы на инновации в условиях ограниченного потока наличности; вероятность инвестиций в инновации во время экономических кризисов составляет 25%. К примеру, объем венчурной индустрии Китая упал примерно на 60% с начала пандемии. Аналогичные спады на рынках венчурного капитала ожидаются во всем мире.

Наличные: быть или не быть?

Весь мир замер в ожидании, а в это время стремительно сокращается использование наличных. К примеру, в Англии их оборот сократился в марте на 50%. Очевидно, что ключевыми факторами стали изоляция и рекомендации избегать использования наличных средств по гигиеническим соображениям. Резкий всплеск оборота наличных в начале пандемии стал результатом народного мышления «на всякий случай», но это не привело к увеличению общего объема использования наличности.

К слову, цифровые кошельки, например ApplePay, в последнее время стали на рынках развитых стран более популярными, чем раньше. Это отражает глобальную тенденцию к токенизации информации о платежах в телефонах с поддержкой NFC. Эти кошельки, в первую очередь, обеспечивают удобство работы с клиентами, они используют двухфакторную авторизацию и позволяют получать оплату бесконтактно.

Здесь важно отметить, что аналитические инструменты для управления финансами становятся более востребованными, так как клиенты требуют большего контроля расходов, в том числе для исключения схем мошенничества. Убытки от мошенничества в Великобритании, связанные с пандемией, в марте составили более 1 млн евро. Регулирующие органы были вынуждены ослабить некоторые меры по борьбе с мошенничеством, чтобы предоставить больше возможностей для потребителей, например, увеличить бесконтактный лимит. Стоит понимать, что увеличение случаев мошенничества по отношению к клиентам наносит пропорциональный урон и финансовым организациям. Поэтому следует помнить о долгосрочной необходимости инвестирования в технологические решения по борьбе с мошенничеством, а также налаживания диалога с клиентами в новых реалиях.

Действительно, потребители изменились. После волны увольнений, сокращения заработной платы и вынужденных отпусков во время пандемии они стремятся к более взвешенным тратам, а при ограниченных закупках предметов первой необходимости и продуктов питания «встроенные» платежи могут стать нормой. В частности, использование интеллектуальных устройств (интернет вещей) и «умных» функций, таких, как распознавание голоса или отпечатка пальца, поможет клиентам уменьшить сложности при идентификации и покупке предметов первой необходимости. К слову, онлайн-продажи продуктов питания и непродовольственных товаров растут, в то время как обороты обычных магазинов снижаются. Это может привести к автоматизации повторяющихся онлайн-покупок предметов первой необходимости и стабилизации рынка благодаря микроплатежам. По данным Accenture, 60% граждан Великобритании (18-35 лет) уже увеличили объем своих онлайн-заказов, а 26% планируют это сделать в ближайшее время.

Новые варианты использования блокчейна и криптовалют

Блокчейн, технология, которая призвана администрировать токены, является наиболее востребованным средством обеспечения безопасности доступа к информации о праве собственности на активы. Использование блокчейна пока существенно не изменило рынок платежей, но в будущем пандемия, вероятно, все же подорвет доверие между участниками платежных экосистем в сфере торгового финансирования, где доверие к банкам и правительствам снижается и применение блокчейн-технологий расширяется.

Пандемия вызвала необходимость экономического стимулирования в форме прямых платежей физическим лицам и снижения процентных ставок во всем мире. А повсеместное внимание к передаче коронавируса на денежных банкнотах побудило ряд центральных банков принять соответствующие меры. Так, Китай ускорил запуск своей криптовалюты Центрального банка после вспышки COVID-19, а в США регуляторы уже включили предложение о CBDC в рассматриваемые законопроекты.

Необходимые меры для участников рынка платежных систем

Помимо создания внутри компаний кризисного штаба важно обратить внимание на поддержку своих клиентов и партнеров, поскольку они переживают эти непростые времена вместе с вашим бизнесом. Необходимо найти и способы повышения ликвидности, например, разработать простые платежные платформы электронной коммерции для малого и среднего бизнеса.

Вторым важным этапом должен стать поиск новых клиентов, которые еще не пользуются банковскими и другими финансовыми услугами. Параллельно с этим необходимо защищать действующих клиентов, эффективно противодействуя новым видам мошенничества. Возможности блокчейна помогут бизнесу платежных систем создать новые совместные решения, ориентированные на удовлетворение актуальных потребностей клиентов и партнеров.

Дмитрий Топоров, управляющий директор Accenture в России и Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.