USD
410.70₸ ↑
+0.720
EUR
465.28₸ ↑
+3.070
RUB
5.80₸ ↑
+0.050
BRENT
41.53$ ↓
-0.030
BTC
9200.00$ ↓
-0.021
ETH
239.63$ ↓
-0.028
LTC
44.38$ ↓
-0.024
ГлавнаяФинансыПлатежи эпохи COVID

Платежи эпохи COVID

Как переживает пандемию мировой рынок платежных систем

Эпидемия COVID-19 оказала огромное влияние на финансовый рынок. Сегодня банки и ключевые игроки финансового рынка должны максимально быстро и эффективно реагировать на изменения, чтобы не только сохранить собственный бизнес, но и позаботиться о клиентах, партнерах и экосистеме в целом. Такие действия в большей степени являются краткосрочными задачами, но многие из принимаемых мер станут основой будущей стабильности и роста.

Влияние пандемии на мировой рынок платежных систем

Несмотря на то, что общий уровень рыночной капитализации упал на 33%, до уровня кризисного 2008 года ($1,3 трлн), по данным исследования Accenture, финансовая отрасль во время нынешнего спада находится в гораздо более выгодном исходном положении. Это означает, что банки хорошо капитализированы и лучше готовы к тому, чтобы компенсировать свои убытки. В поддержке кредитных рынков активно участвуют и центральные банки, стремящиеся предотвратить повторение ситуации с ликвидностью, которая наблюдалась в 2008 году. Сегодня платежные системы функционируют стабильно и относятся к тем сервисам, работу которых противоэпидемиологические меры не приостановили.

Однако заметному негативному воздействию подверглись самые крупные локальные рынки платежных систем, такие как Китай (20% мирового рынка), Европа (14%) и США (31%). Из-за пандемии потребительские расходы граждан этих стран существенно снизились, что негативно сказалось на выручке. Снижение процентных ставок, потеря доверия потребителей, а также сокращение объемов производства – все это говорит о негативном краткосрочном и среднесрочном прогнозе доходов от платежей в указанных регионах.

Сокращение расходов и новые приоритеты

Мрачные прогнозы стимулируют создание инициатив, нацеленных на сохранение прибыльности бизнеса платежных систем. Платежи, сопровождающие потребительские расходы, которые в США до пандемии достигали 74% от общего дохода, стремительно упали. Эксперты Accenture отмечают, что из-за социальной изоляции снижение спроса было драматическим – на 99,9% сократились заказы в британских ресторанах, а расходы на туризм в США упали на 78%. Что касается платежных карт и валютного рынка, то и здесь произошло сокращение объемов в связи с резким прекращением туристического потока.

Основные расходы переместятся в зону электронной коммерции. Однако онлайн-торговля даже после невероятного скачка в начале пандемии, скорее всего, тоже не избежит спада, поскольку цепочки поставок истощаются.

Результатом пандемии стал кардинальный пересмотр расходов компаний, и бизнес платежных систем здесь не стал исключением: провайдерам платежей придется пересмотреть свои краткосрочные цели. Не исключено, что ради сокращения расходов придется уменьшить или вообще отказаться от сборов за овердрафт, снизить процентные ставки и комиссии за проценты по кредитной карте. Важно понимать, что платежные системы способны не только поддерживать своих клиентов во время кризиса, но и стимулировать собственное восстановление с помощью инициатив по сохранению экономической ликвидности.

Кризис, возможно, окажет значительное влияние и на то, как платежные компании будут инвестировать в разработку инновационных продуктов. Исследования Accenture показывают, что крупные компании уже сокращают расходы на инновации в условиях ограниченного потока наличности; вероятность инвестиций в инновации во время экономических кризисов составляет 25%. К примеру, объем венчурной индустрии Китая упал примерно на 60% с начала пандемии. Аналогичные спады на рынках венчурного капитала ожидаются во всем мире.

Наличные: быть или не быть?

Весь мир замер в ожидании, а в это время стремительно сокращается использование наличных. К примеру, в Англии их оборот сократился в марте на 50%. Очевидно, что ключевыми факторами стали изоляция и рекомендации избегать использования наличных средств по гигиеническим соображениям. Резкий всплеск оборота наличных в начале пандемии стал результатом народного мышления «на всякий случай», но это не привело к увеличению общего объема использования наличности.

К слову, цифровые кошельки, например ApplePay, в последнее время стали на рынках развитых стран более популярными, чем раньше. Это отражает глобальную тенденцию к токенизации информации о платежах в телефонах с поддержкой NFC. Эти кошельки, в первую очередь, обеспечивают удобство работы с клиентами, они используют двухфакторную авторизацию и позволяют получать оплату бесконтактно.

Здесь важно отметить, что аналитические инструменты для управления финансами становятся более востребованными, так как клиенты требуют большего контроля расходов, в том числе для исключения схем мошенничества. Убытки от мошенничества в Великобритании, связанные с пандемией, в марте составили более 1 млн евро. Регулирующие органы были вынуждены ослабить некоторые меры по борьбе с мошенничеством, чтобы предоставить больше возможностей для потребителей, например, увеличить бесконтактный лимит. Стоит понимать, что увеличение случаев мошенничества по отношению к клиентам наносит пропорциональный урон и финансовым организациям. Поэтому следует помнить о долгосрочной необходимости инвестирования в технологические решения по борьбе с мошенничеством, а также налаживания диалога с клиентами в новых реалиях.

Действительно, потребители изменились. После волны увольнений, сокращения заработной платы и вынужденных отпусков во время пандемии они стремятся к более взвешенным тратам, а при ограниченных закупках предметов первой необходимости и продуктов питания «встроенные» платежи могут стать нормой. В частности, использование интеллектуальных устройств (интернет вещей) и «умных» функций, таких, как распознавание голоса или отпечатка пальца, поможет клиентам уменьшить сложности при идентификации и покупке предметов первой необходимости. К слову, онлайн-продажи продуктов питания и непродовольственных товаров растут, в то время как обороты обычных магазинов снижаются. Это может привести к автоматизации повторяющихся онлайн-покупок предметов первой необходимости и стабилизации рынка благодаря микроплатежам. По данным Accenture, 60% граждан Великобритании (18-35 лет) уже увеличили объем своих онлайн-заказов, а 26% планируют это сделать в ближайшее время.

Новые варианты использования блокчейна и криптовалют

Блокчейн, технология, которая призвана администрировать токены, является наиболее востребованным средством обеспечения безопасности доступа к информации о праве собственности на активы. Использование блокчейна пока существенно не изменило рынок платежей, но в будущем пандемия, вероятно, все же подорвет доверие между участниками платежных экосистем в сфере торгового финансирования, где доверие к банкам и правительствам снижается и применение блокчейн-технологий расширяется.

Пандемия вызвала необходимость экономического стимулирования в форме прямых платежей физическим лицам и снижения процентных ставок во всем мире. А повсеместное внимание к передаче коронавируса на денежных банкнотах побудило ряд центральных банков принять соответствующие меры. Так, Китай ускорил запуск своей криптовалюты Центрального банка после вспышки COVID-19, а в США регуляторы уже включили предложение о CBDC в рассматриваемые законопроекты.

Необходимые меры для участников рынка платежных систем

Помимо создания внутри компаний кризисного штаба важно обратить внимание на поддержку своих клиентов и партнеров, поскольку они переживают эти непростые времена вместе с вашим бизнесом. Необходимо найти и способы повышения ликвидности, например, разработать простые платежные платформы электронной коммерции для малого и среднего бизнеса.

Вторым важным этапом должен стать поиск новых клиентов, которые еще не пользуются банковскими и другими финансовыми услугами. Параллельно с этим необходимо защищать действующих клиентов, эффективно противодействуя новым видам мошенничества. Возможности блокчейна помогут бизнесу платежных систем создать новые совместные решения, ориентированные на удовлетворение актуальных потребностей клиентов и партнеров.

Дмитрий Топоров, управляющий директор Accenture в России и Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: