Рост мировых цен на нефть вместе с принятыми мерами со стороны Нацбанка способствовал укреплению тенге. Об этом сообщил глава Нацбанка Ерболат Досаев на заседании правительства, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Ситуация на валютном рынке развивается под влиянием внешних фундаментальных факторов. Резкое падение цены на нефть в 2,9 раза с начала текущего года, до 22,7 доллара за баррель по итогам марта 2020 года в результате распада сделки ОПЕК+, ослабление российского рубля и возросшая волатильность на мировых финансовых рынках на фоне быстрого распространения коронавируса оказали давление на внутренний валютный рынок. В результате обменный курс тенге за март этого года ослаб до 447,7 тенге за доллар. Для обеспечения финансовой стабильности и ограничения спекулятивных сделок с 10 марта Национальный банк проводил интервенции», - заявил Ерболат Досаев.
В условиях снижения предложения валюты и резкого давления на обменный курс тенге впервые на валютных торгах был активирован метод франкфуртского аукциона.
«Эта мера была направлена на снижение спекулятивного давления на курс. Для повышения баланса спроса и предложения на валютном рынке совместно с Правительством был принят комплекс мер по увеличению предложения иностранной валюты. Он включает обязательную продажу части экспортной валютной выручки и перевод валютных депозитов субъектами квазигосударственного сектора на счета в банках второго уровня в РК, ужесточение требований к покупке и продаже валюты юридическими лицами», - сообщил глава Нацбанка.
Также в ведомстве прокомментировали ситуацию с инфляцией.
В марте внешние условия для Казахстана значительно ухудшились на фоне распространения пандемии коронавирусной инфекции в мире и двукратного падения цен на нефть.
«Для ограничения влияния первичных внешних шоков на финансовый рынок Казахстана и обеспечения финансовой стабильности 10 марта базовая ставка была повышена до 12% с процентным коридором +/-1,5 процентных пункта. Сложившийся обменный курс вследствие усугубившейся внешней ситуации через эффект переноса на цены по импортному каналу усиливает проинфляционные риски», - уточнил Ерболат Досаев.
В условиях введенного в Казахстане чрезвычайного положения в марте годовая инфляция повысилась до 6,4%, превысив целевой коридор 4-6%, установленный на 2020 год.
«Основной вклад в инфляцию внесло удорожание продовольственных товаров, рост которых ускорился до 9,3%. Такая динамика была вызвана сезонным ростом цен на овощи и стихийным спросом, вызванным введением карантина. В наибольшей степени в марте подорожали сахар – на 8,5%, овощи и фрукты – 5,1%, гречневая крупа – на 2,5%. В результате в марте месячная инфляция на продовольственные товары составила 1,7%, достигнув максимального значения с 2017 года», - сообщил глава Нацбанка.
Цены на непродовольственные товары выросли на 5,5% в годовом выражении. Темпы роста цен платных услуг ускорились до 3,5% на фоне исчерпания эффекта низкой базы прошлого года на регулируемые коммунальные услуги. Повысились тарифы на услуги транспорта, связи и отдельные услуги ЖКХ.
В Нацбанке уточнили, что волатильность на мировых финансовых рынках вкупе с карантинными мерами, вводимыми повсеместно, угрожают рецессией мировой экономике.
«Подобная негативная перспектива наряду с ощутимым снижением цен на нефть создает для нашей страны принципиально новые экономические условия и вызовы. С учетом антикризисных мер, инициированных Главой государства, Национальный банк со своей стороны адаптировал денежно-кредитную политику, снизив базовую ставку до 9,5% с процентным коридором +/- 2 процентных пункта с 6 апреля. Продолжительное поддержание высокой базовой ставки ограничивало бы экономическую активность. В комплексе с другими антикризисными мерами это поддержит деловую активность и будет способствовать дальнейшему кредитованию экономики», - резюмировал Ерболат Досаев.