Kapital.kz выяснил у экспертов, какие факторы могут повлиять на изменение курса национальной валюты.
Елена Бахмутова, председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана:
«Мне кажется, пора уже прекратить гадать на кофейной гуще каким будет курс национальной валюты. Сейчас основное население больше интересуется уровнем инфляции и стоимостью потребительской корзины, с которой сталкиваются каждый день. Поэтому нам надо в первую очередь думать о реальных доходах населения, занятости, росте производительности труда и создании рабочих мест. А обменный курс оставить профессионалам, которым он необходим для ведения бизнеса. И больше ориентироваться на мнение настоящих экспертов в этом деле».
Расул Рысмамбетов, финансовый консультант:
«На курс сейчас действует две противоположные тенденции – первая, это уменьшение цены на нефть и вторая – снижения ставки ФРС.
Ожидаемо, что снижение ставки ФРС благоприятно скажется на курсе тенге, он начнет укрепляться, в то же время, мы знаем, что падение цен на нефть может наоборот ослабить национальную валюту.
Следовательно, для того, чтобы обменный курс снизился на 5-7%, нефть должна опуститься ниже 40 долларов за баррель, при этом ставка ФРС должна оставаться неизменной. Но уже вероятность совпадения этих двух событий одновременно не оправдалась. Кроме того я полагаю, что с очевидным ослаблением доллара против других мировых валют, инвесторы предпочтут вкладывать свои средства в нефть и золото. В этой связи, утверждать о том, что обменный курс изменится больше чем на 2 – 3 тенге в ту или иную сторону никто из профессиональных участников рынка не берется».
Анвар Сайденов, член СД – независимый директор АО «Банк ЦентрКредит», ДБ АО «Банк Хоум Кредит»:
«Я не исключаю, что какой-то эффект от внешних факторов (на фоне коронавируса), влияющих на колебание тенге, будет присутствовать, в том числе от снижение цены на нефть. Но в целом я полагаю, что это не может привести к резкому падению национальной валюты.
Я думаю, что Национальный банк РК с учетом того, что его основной целью является поддержание инфляции в заданном коридоре не упускает из виду это направление. Ведь мы знаем, что курс влияет в конечном итоге на инфляцию и экономический рост. Поэтому в рамках тех задач и прозрачности, которые транслирует регулятор, резкий скачок курса тенге маловероятен».
Алмас Чукин, управляющий партнер ТОО «Visor Kazakhstan», независимый директор СД АО ДБ «Альфа-Банк»:
«Я не вижу в настоящее время фундаментальных факторов, которые бы привели к скачку национальной валюты до 400 тенге за доллар. Например, явных предпосылок для значительного увеличения денежной массы в тенге, перегрева в экономике и т.д. С точки зрения валютных доходов тоже пока слишком рано о чем-то судить.
Да, коронавирус, как системный риск оказывает какое-то влияние на нашу экономику, но пока мы наблюдаем достаточно умеренную реакцию на него.
Конечно, если ситуация с коронавирусом затянется более 6 месяцев, возможно это будет иметь негативные последствия, но не обязательно они должны быть связаны с курсом национальной валюты».