USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
74.13$
+0.260
BTC
104435.00$
-1552.000

Помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения

Финансист Мурат Темирханов считает, что государству нужно прекратить оказывать поддержку частным компаниям

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Президент Казахстана поставил перед правительством ряд задач, связанных с качеством экономического роста. При этом он отметил замедление темпов реализации реформ и  затронул вопросы развития предпринимательства, защиты прав конкуренции и упорядочения деятельности квазигосударственного сектора. Касым-Жомарт Токаев сказал и о создании нового экономического курса, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения.  Что может способствовать достижению поставленных стратегических целей? Своим мнением по этому поводу в интервью корреспонденту «Капитал.kz» поделился независимый финансист Мурат Темирханов.

- По словам президента, важно повысить эффективность мер государственной поддержки бизнеса посредством посубъектного анализа каждого получателя помощи. Мурат Рахжанович, с вашей точки зрения, насколько такой подход будет целесообразным в плане создания равных условий для всех предпринимателей?

- По моему мнению, подход по посубъектному анализу каждого получателя государственной поддержки противоречит другой задаче – снижению роли государства в рыночной экономике Казахстана. Например, в своем недавнем выступлении президент отметил, что несмотря на то, что государство вкладывает значительные средства в субсидирование процентной ставки и гарантирование, данные меры не охватывают большинство предприятий, в результате создается неравная конкуренция, искажаются рыночные условия.

То есть сейчас власти начали признавать, что государственная поддержка бизнеса неэффективна и не приводит к повышению конкурентоспособности. С другой стороны, они собираются продолжать эту практику, и более того, теперь будут контролировать использование госпомощи у каждого получателя. Такой подход еще больше увеличит расходы госбюджета и углубит вмешательство чиновников в дела бизнеса, что продолжит снижать эффективность господдержки МСБ. 

Я считаю, что государство должно вмешиваться в экономику только в тех случаях, когда частные компании в определённых секторах не могут осуществлять по разным причинам свой бизнес. При этом правительство должно выступать не участником рынка, а катализатором рыночных механизмов в данных сферах экономики. К сожалению, сегодня такая помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения.

- Между тем было озвучено, что наша система регулирования требует качественной перезагрузки. Как вы считаете, что должно «качественно перезагрузить» систему регулирования?

- Таких примеров много и они специфичны для каждой отрасли экономики.

Например, ключевыми проблемами государственных холдингов АО «Самрук-Энерго» и АО «НК «КТЖ» являются их нерентабельность и высокая долговая нагрузка. В результате чего у них отсутствуют средства для инвестирования в обновление и развитие инфраструктурных и производственных активов.

Обе госкомпании являются лидерами в базовых инфраструктурных отраслях экономики Казахстана. Отсутствие инвестиций в их развитие может достаточно быстро привести к катастрофическим последствиям в этих секторах. В то же время инфраструктурные отрасли создают условия производству, осуществляют взаимосвязанный товарооборот и обеспечивают жизнедеятельность всей страны. Это означает, что из-за указанных проблем могут возникнуть серьезные трудности в экономике.

Главная причина этих проблем – несовершенство государственного регулирования. На сегодня в Казахстане в электроэнергетике и железнодорожной отрасли используется регулируемая модель тарифообразования, когда правительство, преследуя социальные и другие цели, командно-административным способом устанавливает тарифы без оглядки на прибыльность и необходимость в инвестициях у квалифицированных участников рынков. При этом такой подход делает невозможным приход частных инвестиций в эти секторы рынка.

Ввиду этого важнейшей структурной реформой в базовых отраслях экономики как раз и станет переход от командно-административного тарифообразования на рыночные механизмы. Также от госрегулирования следует перейти на рыночное саморегулирование участников рынка, как это принято в развитых странах.

Помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения 206986 - Kapital.kz

- Насколько перспективна биржевая торговля в Казахстане?

- Трудно сказать, насколько она перспективна. По сравнению с той же Россией внутренний рынок у нас на порядок меньше, что сильно мешает успеху товарных бирж.

В то же время биржевая торговля – это важное направление для развития рыночного ценообразования, конкуренции и прозрачности в экономике.

Однако в своем выступлении глава государства имел в виду прежде всего развитие сырьевых товарных бирж. В частности, он отметил, что Россия уже давно ведет биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также природным газом, чего в Казахстане нет.

Например, правительство требует от госкомпаний, занимающихся добычей сырой нефти и газа, на ежегодной основе поставлять часть продукции для удовлетворения энергетической потребности внутреннего рынка Казахстана. При этом цены на нефть и газ на внутреннем рынке значительно ниже экспортных. То есть за счет прибыли государственных экспортеров нефти и газа правительство субсидирует цены на бензин и другое топливо. В таких условиях не может быть речи о биржевой торговле энергоресурсами.

- На ваш взгляд, как будут решаться вопросы демонополизации и устранения административных и экономических барьеров для входа на рынок новых субъектов предпринимательства?

- Прежде всего необходимо жесткое соблюдение принципов «желтых страниц», запрещающих государственным организациям заниматься бизнесом и иметь коммерческие предприятия, оказывающие услуги или производящие продукцию, которые может предоставить частный бизнес.

Также государство должно резко ограничить свое вмешательство в рыночную экономику, сократив до нуля антирыночное регулирование и оказание поддержки МСБ.

Наряду с этим мне понравилось предложение о создании отдельного Комитета по защите и развитию конкуренции, который начнет системную и бескомпромиссную работу в этом направлении. Однако здесь опять может возникнуть проблема с реальной независимостью этого комитета от исполнительной власти.

- Также одно из поручений президента правительству было принять меры по упорядочиванию деятельности квазигосударственного сектора, в том числе за счет исключения дублирующих и избыточных госкомпаний и функций. По вашему мнению, в чем состоит основная проблема?

- Основная проблема заключается в том, что амбициозная задача по снижению доли государства в рыночной экономике была искажена правительством.

Напомню, что еще в феврале 2014 года президент поднял вопрос о снижении участия государства в экономике. В частности, он отметил, что программа «Народное IPO», запущенная в 2012 году, не была выполнена, при этом поставив четкую цель: «До 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР – 15% от ВВП».

В то время ни у кого не было сомнений, что Казахстан по доле и роли государства в рыночной экономике значительно превышает страны ОЭСР. Между тем правительство видоизменило свои планы, и вдруг оказалось, что наша страна несильно отличается от участниц ОЭСР. Но это полностью не соответствует действительности.

Следует отметить, что для оценки доли и роли государства в экономике в ОЭСР используется PMR state control index. Данный индекс состоит из комбинации нескольких индикаторов, и один из них напрямую относится к уровню государственного владения бизнесом (Public Ownership). По этому индикатору Казахстан в 2018 году оказался на самом последнем месте из всех стран, включенных в список. Мы набрали 4,01 балла. Тогда как по всем участникам ОЭСР этот индикатор в среднем составляет – 2,15 балла, а по пяти лучшим странам – 1,35.

В этой связи, я считаю, что для ускоренного снижения данного показателя необходимо использовать PMR state control index, рассчитываемый ОЭСР на регулярной основе. Вместе с тем по каждому индикатору индекса должны быть установлены строгие планы по годам, чтобы Казахстан в краткие сроки смог выйти на баллы не выше среднего уровня.

В то же время если кабмин полностью выполнит новый план по приватизации и выстроит свою работу с госкомпаниями в соответствии со стандартами ОЭСР, то АО «ФНБ «Самрук-Казына», на которое тратятся значительные расходы, вполне можно заменить на компактное госагентство по управлению государственными коммерческими активами.

Что касается национальных холдингов АО «Байтерек» и  АО «КазАгро», то, здесь, на мой взгляд, правительству нужно прекратить свое влияние, поскольку оно использует их не как «финансовые институты развития», а как прямое продолжение бюджета с директивными принципами управления. То есть сейчас решение по финансированию бизнеса принимают не профессионалы в банковском или инвестиционном деле, а правительственные чиновники. Такой подход никак нельзя назвать катализатором развития рыночных отношений в финансовом секторе.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.