Рабочая группа при правительстве, Национальный банк и управляющие компании обсуждают планируемую пенсионную реформу. Ее конечными целями являются не только обеспечение инвестиционных доходов, но и воскрешение класса институциональных инвесторов, которые бы оживили отечественный фондовый рынок. Правда, сумма пенсионных «излишков», которые предполагается передать в управление компаниям, в среднесрочной перспективе составит около $1 млрд, и, по мнению брокеров, вряд ли вызовет облигационный бум на фондовом рынке.
Изначально для того, чтобы на рынке появились управляющие компании (УК), необходимы поправки в законодательство. При этом, если дополнения в закон будут приняты в текущем году, то в 2021-м казахстанский фондовый рынок сможет увидеть первые УК. Правда, их количество, как считают сами брокеры, будет составлять не больше 5-6. В их управление будет передано, предположительно, около $1 млрд сверхнакоплений. Для сравнения стоит отметить, что при старой пенсионной системе рынок был представлен 11 организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (по данным Нацбанка на 1 января 2014 года).
«Даже $1 млрд позитивно повлияет на рынок, – положительно настроена Алина Алдамберген, председатель правления АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE). – В любом случае пенсионные активы все время растут, и, соответственно, сумма сверхнакоплений для управления частными управляющими компаниями будет увеличиваться. $1 млрд в любом случае позволит сформировать инвестиционную деятельность. На сегодня деятельность управляющих компаний значительно «сдулась», и это повлияло на развитие фондового рынка. Ведь не секрет, что чем больше участников на рынке, тем больше различных стратегий и тем разнообразнее финансовые инструменты для инвестиций».
Возврат пенсионных активов в конкурентную среду является темой обсуждения с Национальном банком с момента объединения пенсионных фондов. Ассоциация финансистов Казахстана ожидает, что приход пенсионных активов действительно будет способствовать активизации фондового рынка. На первом этапе специализированные компании по управлению пенсионными активами (КУПА) создаваться не будут. Предлагается предоставить право выбора управляющей компании из числа существующих профессиональных участников рынка ценных бумаг. Но право привлекать вкладчиков будет только у компаний, соответствующих требованиям регулятора. В настоящее время данные требования находятся на стадии обсуждения.
«После объединения НПФ рынок столкнулся с ситуацией, когда эмитенты перестали рассматривать фондовый рынок как источник финансирования бизнеса, так как исчезли основные крупные институциональные инвесторы. Нацбанк как единственный управляющий пенсионными активами не мог поддерживать активность рынка, потому что в основном следует консервативной стратегии управления, которая заключается в приобретении государственных ценных бумаг или бумаг квазигосударственного сектора. То есть не обращает внимания на ценные бумаги рыночных компаний. УК более активны в инвестициях как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что, с одной стороны, будет способствовать активизации рынка, с другой – повышению эффективности управления активами», – говорит Ерлан Бурабаев, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана.
Договориться на берегу
Главными отличительными чертами новой пенсионной системы, по планам рабочей группы, являются два условия. Первое – вкладчик сможет воспользоваться услугами УК только в том случае, если его накопления достигнут определенного уровня: управляющим компаниям будут переданы так называемые «излишки». Второе – УК не сможет воспользоваться услугами агентов для привлечения клиентов. Выбор своего фонда и стратегии инвестирования останется только за вкладчиком.
В перечень условий, которые предположительно будут предъявляться УК, входят наличие собственного капитала – 3-5 млрд тенге и требования по левериджу – 1 тенге собственного капитала к 50 тенге пенсионных активов в управлении. На сегодня в качестве бенчмарка, который будет предъявляться к управляющим компаниям в части доходности их управления, предлагаются различные варианты: по финансовым инструментам, номинированным в тенге, – доходность 2-7 летних ГЦБ Минфина РК + спред (в зависимости от качества финансовых инструментов в портфеле УК). По финансовым инструментам, номинированным в иностранной валюте, – доходность мировых биржевых и (или) внебиржевых индексов. Этот параметр будет определен в процессе дальнейшего диалога рынка с регулятором. Комиссии за управление и за сверхдоход на сегодня в разработке, но они однозначно будут ниже, чем действующие для Нацбанка.
Брокеры даже при уже озвученных условиях считают, что передача части пенсионных активов под управление частным казахстанским управляющим в конкурентную среду сможет решить ряд задач. В их числе рост эффективности управления и, как следствие, рост доходности пенсионных активов, оживление казахстанского фондового рынка, которое невозможно ожидать в условиях отсутствия конкуренции институциональных инвесторов, а также диверсификация источников финансирования экономики. Кроме того, ожидается увеличение количества игроков, что может привести к росту ликвидности и формированию рыночной оценки, а также активизирует инвестиционную деятельность страховых организаций.
«Однако не стоит строить иллюзий. Вряд ли сверхнакопления сформируют большие объемы. И в условиях того, что фактически требования к инвестированию будут те же самые, которые действуют сейчас для ЕНПФ, не стоит ожидать какого-то облигационного бума и активного участия в размещениях малого и среднего бизнеса. Однозначно, что это будет достаточно умеренное по рискам управление, – делится прогнозом Шолпан Айнабаева, председатель правления SkyBridge Invest.– При этом рынок ждет решений по пенсионной реформе, так как нужно хотя бы начать с первого шага – передаче сверхнакоплений. В последующем, когда будет создана положительная история, возможен будет переход к более масштабным процессам и шагам».
В ожидании излишков
Выбор управляющей компании является добровольным. Но на первом этапе таким правом смогут воспользоваться вкладчики, обладающие накоплениями выше уровня сверхдостаточности. В настоящее время обсуждаются его параметры. Изначально предполагалось, что сверхдостаточный уровень будет составлять для женщин 10 млн тенге, для мужчин – 8 млн тенге. Эти цифры основаны на стоимости пенсионного аннуитета для женщин в 59,5 лет, для мужчин – в 63 года, то есть при выходе на пенсию.
Рабочая группа при правительстве страны также обсуждает возможность применения и параметров, которые будут зависеть от возраста вкладчика: если вкладчик молодой –35-45 лет, то стоимость пенсионного аннуитета для него может составлять порядка 7 млн тенге, так как ему предстоит осуществлять дальнейшую трудовую деятельность, следовательно, продолжать осуществлять пенсионные взносы в ЕНПФ, что позволит ему сформировать необходимую сумму к наступлению пенсионного возраста. Реформирование предполагает, что НБРК останется управляющим пенсионными активами всех вкладчиков, но вкладчики, обладающие суммой сверхдостаточного уровня, смогут перевести деньги, превышающие эту сумму, в УК.
«Учитывая, что возможность передачи излишков управляющим компаниям будет предоставлена широкому кругу вкладчиков, в числе которых граждане с разным уровнем знания и понимания фондового рынка и системы управления активами, регулятор определит требования к инвестиционным стратегиям управляющих компаний и правилам инвестирования, чтобы обеспечить минимальный уровень защищенности для вкладчиков. Другими словами, УК должны будут формировать свои инвестиционные стратегии и осуществлять инвестирование в соответствии с установленными регулятором правилами. Кроме того, вкладчик сам может определить, какую сумму он передаст под управление в УК», – отмечает Ерлан Бурабаев.
В рамках реформирования системы предполагается, что вкладчики будут самостоятельно и осознанно выбирать управляющую компанию, но никто их не будет ограничивать в обращении за консультациями в любую из них. При этом УК не будут располагать информацией о вкладчиках и их накоплениях. То есть направлять агента к одному или группе вкладчиков будет нерентабельно.
«Планируется также отказаться от подхода, который был ранее, когда УК гарантировала инвестдоходность. Необходимо вводить международные стандарты, когда таргетируется определенный бенчмарк по управлению активами», – говорит Алина Алдамберген.