Национальный банк РК обнародовал основные результаты проверок обменных пунктов. По итогам 2019 года возбуждено 564 дела об административных нарушениях и применено 77 мер надзорного реагирования в отношении руководителей обменных пунктов. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Национального банка.
По результатам проверок в части контроля за деятельностью небанковских обменных пунктов Национальным банком только за второе полугодие 2019 года в 178 обменных пунктах выявлено свыше 140 нарушений.
По итогам проведенных проверок составлен 141 протокол об административных правонарушениях: по ч. 1 и 2 статьи 214 КоАП, ч. 1 статьи 464 КоАП, ч. 1 статьи 462 КоАП (воспрепятствование проверке). Также вынесено два предупреждения по ч. 7 статьи 218 КоАП и применено 34 мер надзорного реагирования (25 – рекомендательного характера и 9 - письменных предписаний).
Основная доля выявленных нарушений приходится на следующее:
1. нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОДФТ) (115 протоколов об административных правонарушениях, или 81,6%) в части:
1) непринятия мер по надлежащей проверке клиентов посредством истребования данных для фиксации сведений о физических лицах, непредставления и (или) несвоевременного представления в Комитет финансового мониторинга Министерства финансов сведений по обменным операциям, подлежащим финансовому мониторингу (ч. 1 статьи 214 КоАП);
2) невыполнения требований Правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Законом РК о ПОДФТ (непроведение ответственным работником УО должного контроля за фиксацией кассиром данных клиентов) (ч. 2 статьи 214 КоАП).
Указанные нарушения УО выявлены в г. Алматы, Шымкенте, Восточно-Казахстанской, Атырауской, Карагандинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях.
При этом отмечаем, что во втором полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество возбужденных административных дел увеличилось в 2,4 раза.
2. нарушение валютного законодательства РК (24 протокола об административных правонарушениях или 17%) в части:
1) несоответствия УО квалификационным требованиям - отсутствие вооруженного поста охраны, необеспечение записи и хранения информации системой видеонаблюдения в течение 30 календарных дней и проведение операций неуполномоченным лицом (сотрудником охраны) (ч. 1 статьи 464 КоАП);
2) отсутствия в доступном для обозрения месте необходимой информации для клиентов обменного пункта, в помещении обменного пункта необходимых копий документов, не отражения обменных операций в журнале реестров купленной/проданной наличной валюты, представления недостоверной отчетности, а также иных нарушений.
Помимо вышеуказанного, в отношении одного обменного пункта применена санкция в виде приостановления действия лицензии в принудительном порядке сроком на 1 (один) месяц.
Также, по результатам проверок установлено, что отдельные организации использовали уставный капитал не для целей лицензируемой деятельности, а именно деньги выдавались в подотчет на длительные сроки либо в виде беспроцентного займа своим родственникам либо сотрудникам.
Таким образом, около 15% (17/114) УО использовали уставный капитал для иных целей. Тем самым, принятые поправки в Правила осуществления обменных операций (далее – Правила) в части повышения требований к УО по капитализации и ограничению использования уставного капитала для иных целей (поэтапное увеличение уставного капитала и ежедневное обеспечение наличия денег на банковских счетах и (или) в кассе обменных пунктов) позволят обменным пунктам использовать уставный капитала только для целей лицензируемого вида деятельности.