USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
98511.80$
+1066.100

Перед штормом: что происходит в глобальном финансовом секторе

Замедление роста производства, нарастание геополитической напряженности, рекордные глобальные долги

Share
Share
Share
Tweet
Share
Перед штормом: что происходит в глобальном финансовом секторе- Kapital.kz

Сложный для мировых финансовых институтов 2018 год сменился более спокойным 2019-м. На протяжении последних двенадцати месяцев, хоть и с переменным успехом, росли котировки акций и облигаций, обновлялись исторические максимумы основных фондовых индексов. Могут ли лидеры финансовых организаций, наконец, расслабиться? Определенно нет. Замедление роста производства в мировой экономике, нарастание геополитической напряженности (чего стоит начало года в Персидском заливе), рекордные глобальные долги – все это может привести к тому, что в JPMorgan Chase назвали «финансовым суперкризисом». И, более того, аналитики считают, что ожидать его можно уже в наступившем году.

Главный вопрос, который встает перед бизнесом сегодня – как сохранить высокий уровень капитализации в условиях глобальной неустойчивости? Чтобы получить ответ, Accenture исследовала опыт передовых финансовых компаний во всем мире.

Pros&Cons финансовой трансформации

Мы выяснили, что евразийские финансовые рынки развиваются в рамках примерно одинакового жизненного цикла. Сначала формируется потребность в трансформации, затем происходит перестройка, и, наконец, ландшафт рынка постепенно стабилизируется вокруг новых лидеров и бизнес-моделей. И речь идет не только о переходе в цифру – такие же этапы проходил бизнес, например, в период индустриализации.

Более того, цикл одинаков и для разных отраслей. Однако скорость их трансформации – отличается. Так, телеком или медиа начали перестройку еще несколько лет назад, ретейл – проходит ее прямо сейчас, а вот рынок финансовых услуг находится в самом начале нового этапа. Причина некоторой его заторможенности – в том, что кардинальные изменения бизнес-моделей влекут за собой временное снижение эффективности и риски, связанные с конкуренцией со стороны альтернативных игроков. И для того чтобы бизнес мог беспрепятственно выйти на такую «высокоскоростную магистраль», рынок должен иметь хорошие возможности для инвестиций, низкие барьеры для входа новых игроков и максимально высокие показатели эффективности – явно не ситуация сегодняшнего дня. Тем не менее изменения в глобальном финансовом секторе идут.

В первую очередь, финансовый рынок становится более открытым. Повышению его прозрачности способствуют, прежде всего, такие  регуляторные инициативы, как open banking и PSD2 в Европе. Или даже сами условия рынка – в таких странах, как Индия или Китай.

Платежная директива Европарламента PSD2 (Revised Payment Service Directive) вступила в силу в начале 2018 года. И, в отличие от первой PSD, которая стандартизировала переводы и фактически создала единый рынок платежей в Европе, PSD2 направлена на регуляцию обмена данными. Так, один из ключевых пунктов нового документа – предоставление доступа сторонним организациям к клиентским данным через API. Эта информация может быть использована, например, финтех-компаниями для разработки новых продуктов и услуг, которые действительно нужны клиентам.

Это приводит к обостряющейся конкуренции со стороны альтернативных игроков – технологических гигантов и финтех-стартапов. К примеру, у PayPal сегодня около 250 млн пользователей, а Apple Pay – на пути к 200 млн. И это только начало. Уже в этом году общая сумма транзакций через мобильные платежные приложения может достичь $14 трлн. Удивительно? Еще более – тот факт, что недавно в Германии финтех-стартап N26 достиг капитализации в $2,7 млрд. Немногие локальные банки могут похвастаться такими же результатами. В конечном счете уже через год-два традиционным финансовым институтам придется конкурировать с банковскими маркетплейсами и провайдерами платежных сервисов.

Как следствие, рынок становится более фрагментированным. На место замкнутых вертикально интегрированных цепочек отдельных игроков приходят расширенные цепочки создания стоимости – так называемые «экосистемы». В поисках дополнительной доходности многие крупные клиентоориентированные игроки стремятся выйти за рамки банковского бизнеса. Они выстраивают работу вокруг нефинансовых потребностей клиентов. Причем выбирают те, где могут капитализировать свой главный актив – доверие. Прежде всего, банки начинают предоставлять услуги, связанные с ипотечным кредитованием, управлением благосостоянием, приобретением автомобиля или планированием текущих повседневных затрат. И таким образом получают новые драйверы роста и повышения эффективности в период глобальных «встрясок» рынка.

Что это значит для финансовых компаний?

Все это говорит о том, что финансовая отрасль готова к трансформации. Конечно, заявлять о ее безусловном будущем успехе пока рано. Прежде всего, потому, что локальные финансовые рынки в разных странах хотя и подчиняются общим тенденциям, но все же отличаются друг от друга. Например, в Канаде или Австралии банки смогли вытеснить других участников рынка за счет развития своих экосистем, а в России и Казахстане экосистемные игроки только начинают появляться. В Китае крупные банки проигрывают битву за клиента технологическим гигантам, а в Великобритании – успешно конкурируют с ними на открытом рынке.

Но в целом мы видим два пути для перехода финансового сектора на следующий этап жизненного цикла. Первый – масштабная цифровая трансформация изнутри для того, чтобы успешно конкурировать с финтехом. Все-таки если взять общий срез рынка за 2019 год, несомненно, что банковские и финансовые игроки, которые сделали упор на инновационное развитие, добились больших экономических преимуществ, чем те, кто этого не сделал. Однако бросаться в омут с головой – тоже не лучший вариант. Поэтому организации выстраивают параллельную, более современную и легкую архитектуру, развивают ее и в какой-то момент интегрируют в основную инфраструктуру. На наш взгляд, это оптимальный подход.

Второй путь – кооперация усилий между финансовыми группами и банками. Например, Accenture принимает участие в инициативе по созданию единой платформы open banking, которую разрабатывает консорциум банков Италии. Будь то межотраслевое сотрудничество, партнерство с цифровыми гигантами, или же покупка стартапов, за объединением усилий – будущее.

Главное – не тормозить прямо сейчас. Потому что перед цифровым штормом, который ожидает индустрию в ближайшие несколько лет, затишья не будет. И если не набрать скорость уже сегодня – можно завтра оказаться на обочине, вытесненными более быстрыми и стратегически мыслящими конкурентами.

Антон Мусин, управляющий директор Accenture в России и Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.