USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.87$
+0.040
BTC
104049.00$
-1938.000

Рынок МСБ переориентируется на «цифру»

В АТФБанке рассказали, почему работа с микро- и малым бизнесом становится интересной для банка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рынок МСБ переориентируется на «цифру»- Kapital.kz

В настоящее время все больше банков проявляют интерес  к сегменту  малого и среднего бизнеса. И такая заинтересованность взаимна - предприниматели также все активнее прибегают к финансовой поддержке со стороны банков. Примечательно и то, что  речь идет не только о сфере классического банкинга, но и  тех областях, которые еще 2-3 года назад трудно было отнести к банкам. Малое и среднее предпринимательство эволюционируют, и его представители переходят на новый уровень. Они уходят в онлайн и ждут, что банки последуют за ними. Какие еще тренды наблюдаются на банковском рынке и каковы потребности МСБ, обсуждали участники международной конференции Central Asia SME Banking Club Conference 2019.  

Рынок МСБ переориентируется на «цифру» 114509 - Kapital.kz

Конференцию открыл основатель SME Banking Club Андрей Гидулян. Эксперт уверен, что нарастить долю сектора МСБ в своем портфеле банки, особенно в странах Центральной Азии, могут за счет более качественных сервисов. По его словам, у банковских клиентов очень высока потребность в онлайн-продуктах. И лучше, чтобы они были не только классическими.

Как отмечает Андрей Гидулян, в 2019 году на банковском рынке наблюдаются следующие тренды: создание необанков, предоставление кредитных карт для бизнеса, развитие сервисов моментальных платежей, встраивание экосистем и маркетплейсов, онлайн-кредитование, чат-боты, растет вовлеченность клиентов в использование интернет-банкинга, open banking и другие.

Ориентир на микро- и малый бизнес

Один из ярких трендов, который также был обозначен, – банки, особенно российские, активно привлекают самозанятых, индивидуальных предпринимателей для онлайн-обслуживания.

Андрей Гидулян также привел показательный пример. Так, в прошлом году онлайн-банк «Тинькофф» и сервис Яндекс.Такси запустили проект, рассчитанный на водителей. Чтобы получить доступ к услуге, пользователям нужно было обратиться в местный центр службы такси. В налоговую при этом обращаться не нужно: оформлением документов займутся специалисты банка. При этом доход от поездок будет ежедневно поступать на счет водителя в банк, а налоги, комиссия, пенсионные и прочие взносы будут рассчитываться и уплачиваться автоматически.

Усилить работу с этим сегментом намерен и АТФБанк. «В АТФБанке мы верим в казахстанских предпринимателей и делаем на них серьезную ставку - индивидуальные предприниматели и микробизнес станут драйверами развития и нашего банка. Мы так видим.  Для точечной работы именно с этой категорией клиентов в структуре нашего банка есть специальное направление. Планируем  запустить программный продукт, с помощью которого малый и микробизнес сможет управлять своими денежными потоками и вести онлайн-бухгалтерию. За счет наполнения полезным функционалом сервис предоставит возможность предпринимателям решать им все свои финансовые задачи», - отмечает глава АТФБанка Сергей Коваленко.

Нацеленность на микро- и малый бизнес, поясняет банкир, помогает в том числе и снизить уровень риска по кредитному портфелю. «Логика проста: чем больше у нас клиентов и чем меньше их средний чек по займам, тем ниже уровень риска у банка по кредитному портфелю в целом. Например, в нашем банке у 84%, то есть у подавляющего большинства клиентов МСБ, средний чек по кредиту не превышает 50 млн тенге.  И это позволяет нам в значительной степени диверсифицировать риски. К тому же мы рассчитываем на то, что порядка 20% «маленьких» компаний  имеют все шансы в будущем  масштабировать свой бизнес до уровня среднего предпринимательства, а впоследствии стать и крупным бизнесом. Еще мы верим в клиентскую лояльность и то, что клиенты, начинавшие бизнес и прошедшие путь становления с нами, будут оставаться  с банком и в будущем.  

«В целом же наши цели напрямую пересекаются с целями государства, которое намерено нарастить долю МСБ в ВВП Казахстана, - подчеркнул Сергей Коваленко. – МСБ клиенты, безусловно, привлекательны с точки зрения своих перспектив, однако есть и оборотная сторона медали – операционные издержки. Но мы нашли решение - для нас на определенном этапе стало  важным как можно быстрее автоматизировать и оптимизировать все возможные бизнес-процессы. Сейчас мы уже достигли тех результатов, к которым стремились на 1-м этапе: time to yes у нас не более 3 дней, а time to cash – 10-12 дней. И это не предел».

Главный актив – команда-звезда

Отметим, АТФБанк сменил свою стратегию и стал больше ориентироваться на МСБ около трех лет назад. В настоящее время доля МСБ в кредитном портфеле банка постоянно растет. Один из инструментов, с помощью которого фининститут планирует увеличить число своих клиентов, – это люди, которые работают в банке.

Рынок МСБ переориентируется на «цифру» 114520 - Kapital.kz

 «Мы знаем на сегодня абсолютно точно, ЧТО делать. Для нас главный вопрос теперь – КТО это будет делать. То есть вопрос подбора персонала, людей, тех, кто лицом к лицу общается с клиентами, – для нас один из самых приоритетных. Три главных критерия, на основе которых мы отбираем наших сотрудников: честность, вовлеченность и профессионализм. Очень важно, чтобы сотрудники банка имели все эти качества, и именно в таком порядке. Также немаловажно, что мы не ищем сотрудников-звезд,  мы ищем, воспитываем и поощряем сотрудников, которые являются частью команды-звезды — умеют прислушиваться и работать скоординированно. Очень важно, что мы строим команду, где у каждого члена важная роль, и  каждый член команды знает ее  и чувствует», - подчеркивает Сергей Коваленко.

Вообще, в банке много «неклассических» инструментов работы с персоналом.  Например, есть такой стереотип  «хвали при всех, ругай наедине». «Мы нарушаем это правило, потому что считаем, что допускать ошибки в работе вполне нормально, куда важнее  уметь их признавать, уметь исправлять и делать из всего этого правильные выводы. Почему у нас работает такой принцип, когда на ошибки сотрудника нужно указывать при всех? Это делается для того, чтобы наши коллеги, что называется, учились на ошибках со стороны и понимали причинно-следственные связи всего происходящего в коллективе и проектах», - рассказал Сергей Коваленко.

По его словам, важной составляющей успеха команды-звезды является и то, что в коллективе не поощряется конкуренция между сотрудниками и в то же время продвигается идея, когда человек должен конкурировать сам с собой и стремиться быть «лучшей версией себя».  «Большинство людей в той или иной степени амбициозны, поэтому, как правило, каждый сотрудник пытается расти по карьерной лестнице и зарабатывать больше. При этом часто люди, на наш взгляд, ошибочно видят своих конкурентов в лице коллег. Мы ломаем этот стереотип. Ни один сотрудник не должен создавать конфликтную ситуацию в коллективе, тем более что интересных проектов и возможностей для самореализации в нашем банке предостаточно.  Кто-то скажет, что все это философия, но наши клиенты действительно чувствуют те перемены, которые происходят с нашим персоналом, когда   рядовые операционисты и менеджеры превращаются  в настоящих финансовых консультантов», - считает глава АТФБанка.

«Очень горжусь тем, что карьерный лифт в нашем банке работает максимально быстро. Нет ничего, что обсуждалось бы за закрытыми дверями, все дискуссии открыты. И все потому, что для нашего банка персонал стал некой базовой составляющей для реализации нашей стратегии», - подчеркивает Сергей Коваленко.

Таким образом,  АТФБанк планирует перенимать самые яркие тренды, которые есть на банковском рынке, в том числе через развитие своей команды.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.