USD
450.47₸
-0.330
EUR
488.81₸
+2.040
RUB
4.84₸
-0.040
BRENT
83.43$
+0.030
BTC
51453.10$

Плавающий курс экономического либерализма

Почему государство перешло к таргету инфляции и какие важные события в финансовом секторе произошли за год

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фотограф: Ляззат Третьякова

Фотограф: Ляззат Третьякова

Прошло уже 26 лет, как в Казахстане была введена в обращение национальная валюта, ставшая единственным законным платежным средством в нашей стране. С того момента тенге проделал долгий и сложный путь, пережив несколько девальваций. Наряду с этим 20 августа 2015 года Национальный банк и Правительство РК приняли решение приступить к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, что было сопряжено с отменой валютного коридора и переходом к свободно плавающему обменному курсу.

О том, почему государство перешло к таргету инфляции и какие важные события в финансовом секторе произошли за год в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказали член совета директоров – независимый директор АО «Банк ЦентрКредит», ДБ АО «Банк Хоум Кредит» Анвар Сайденов и председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.

- Анвар Галимуллаевич, Елена Леонидовна, расскажите, пожалуйста, чем для вас ознаменован День национальной валюты и как вы его встретили 26 лет назад?

Анвар Сайденов (А.С.): Для меня тенге – один из важных символов и столпов суверенитета, наряду с флагом, гербом и гимном.

В момент введения тенге в обращение я учился и работал в Лондоне, но вспоминаю, как мы с коллегой с гордостью показывали первые казахстанские банкноты своим британским знакомым.

Елена Бахмутова (Е.Б.): В тот период я работала в министерстве финансов, ситуация была, мягко говоря, сложная, и праздником этот день, наверное, никто тогда не мог назвать. Собственно говоря, мы все уже были готовы к тому, что рублевая зона исчезнет и пора переходить к независимой валюте суверенного государства.

- В 1993 году перед государством стоял выбор: твердый или плавающий обменный курс. В итоге узкий круг специалистов пришел к тому, что тенге все-таки должен плавать.

Е.Б.: Страна на тот момент была в очень сложном положении: инфляция в 1993 году составляла 2169,8%. Не говоря о том, что когда вводили нацвалюту в ноябре, 1 доллар стоил 4,69 тенге, в декабре – 5,25 тенге, а в 1994 году курс вообще вырос в 7,6 раза. Поэтому я предполагаю, что вопрос о плавающем или фиксированном курсе тенге еще не стоял.

А.С.: Я знаком с членами рабочей группы, которые внедряли национальную валюту и готовили рекомендации для президента страны. Одной из важных причин, почему был выбран плавающий курс, явилось то, что тенге вводился при технической, консультативной, экспертной помощи Международного валютного фонда. А МВФ, как и все финансовые институты, всегда был поборником экономического либерализма. Поэтому данный курс соответствовал его принципам и рекомендациям. Во-вторых, такая позиция диктовалась определенными экономическими факторами, основным из которых стала открытость экономики Казахстана с вовлеченностью в международную торговлю. Кроме того, мы были и по-прежнему являемся экспортерами сырьевых продуктов, а плавающий курс, бесспорно, соответствует этому профилю экономики.

- За этот период мы пережили 4 девальвации и только в 2015 году перешли к режиму инфляционного таргетирования. Насколько правильным, по вашему мнению, было это решение?

Е.Б.: Инфляционное таргетирование – это режим денежно-кредитной политики, и Казахстан к его полноценному внедрению двигался достаточно последовательно. А насколько это было правильно или нет, приведу  международный опыт. Так, на сегодняшний день 41 страна, на которую приходится больше трети мирового ВВП, перешла на этот режим. Первым государством, внедрившим в 1989 году таргетирование инфляции, была Новая Зеландия. США и Евросоюз хоть официально и не провозгласили этот режим своей основной денежно-кредитной политикой, но, тем не менее, придерживаются его в части ориентиров по инфляции.

Как правило, свойственный таргетированию инфляции отход от контроля за денежными агрегатами – это свободно плавающий обменный курс.

Однако я считаю, что чем больше будет информации о проводимых Национальным банком операциях на валютном рынке не только в качестве монетарного  регулятора, но в качестве управляющего пенсионными и другими активами, тем выше станет доверие участников рынка к проводимой им  политике. Что исключит и домыслы о якобы активном присутствии  Нацбанка на рынке и его систематическом вмешательстве в свободное плавание тенге.

А.С.: Инфляционное таргетирование в целом, как механизм, эффективно в том случае, если существует тесная взаимосвязь между теми ставками, которые устанавливает Нацбанк, и ставками, которые формируются на финансовом, фондовом, кредитном рынках. Однако так называемого трансмиссионного механизма в полноценном виде в Казахстане пока еще нет. Между тем режим инфляционного таргетирования я считаю достаточно прогрессивной политикой, принятой на вооружение центральными банками многих развитых держав. И даже если у нас он работает пока с некоторыми изъянами, этот подход все равно принципиально верен.

Плавающий курс экономического либерализма 112734 - Kapital.kz

- Какие, на ваш взгляд, важные события в финансовом секторе произошли с прошлого Дня национальной валюты?

Е.Б.: В марте этого года произошла смена руководства Национального банка и это важное событие, потому что от политики главного банка и его руководителя зависит многое в стране. Следует отметить, что с приходом Ерболата Досаева подходы к денежно-кредитной политике не претерпели изменений, и в этом случае очень важно, что преемственность не теряется.

Также я бы упомянула о подписании соглашения между Правительством РК и Нацбанком о согласованности фискальной и денежно-кредитной политик. Несмотря на то, что это достаточно традиционный документ, радует, что именно с него началась деятельность нового главы регулятора.

Если говорить о других значимых событиях, то стоит отметить довольно активное и решительное принятие закона, на основании которого будет выделен из Нацбанка финансовый регулятор в виде  Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков (АРРФР), которое начнет функционировать с января будущего года.

В качестве дополнения к этому следует сказать и об озвученном окончательном решении Национального банка о переезде в столицу.

Если остановиться на тех вещах, которые коснулись конкретно развития банковского сектора, то я бы выделила расширение периметра регулирования, в частности то, что со следующего года все  микрофинансовые организации будут включены в периметр регулирования.

Помимо этого, были приняты меры по ограничению роста отдельных  сегментов  потребительских кредитов с повышенным уровнем риска посредством контроля  долговой нагрузки по беззалоговым продуктам, а также законодательные изменения, запрещающие начисление штрафов и пеней после 90 дней просрочки по таким продуктам.

Если говорить о финансовом рынке в целом, то наиболее важным моментом, по моему мнению, является перешедшее в завершающую стадию обсуждение по возможности передачи части пенсионных активов в частное управление и сопутствующая этому возможность развития пенсионных аннуитетов.

А.С.: Самое главное событие, на мой взгляд, это решение о возрождении АФН (теперь – АРРФР).  И сейчас очень многое зависит от того, какие приоритеты оно для себя выберет, как будет взаимодействовать с Национальным банком, который остается кредитором последней инстанции и источником ресурсов для стабилизации ситуации в финансовом секторе. При этом у нового регулятора появится в какой-то степени новый мандат, чему свидетельствует слово «развитие» в его названии.

Почему его ликвидировали? Я думаю, что это была своего рода острая реакция на кризис, сложившийся в банковском секторе в 2008-2009 годах. Тем не менее сегодня, когда мы делаем выводы из уроков того времени и предпринимаем шаги, чтобы не допустить повторений тех ошибок, либо пытаемся устранить их причины, то воссоздание этого ведомства – логично.

В этой связи мое единственное пожелание, чтобы Нацбанк и регулятор всегда находились в диалоге с рынком, ведь это одна из характерных примет 90-х годов, которая обеспечивала передовые позиции казахстанской финансовой системы в СНГ в тот период.

- Какие перспективы развития финансового сектора вы видите в ближайшем году? Что ждет банковскую систему после проведения оценки качества активов AQR?

Е.Б.: Да, большим вызовом банковскому сектору станет то, что результаты AQR переходят на следующий год (хотя первоначально Нацбанк и заявлял, что проверка закончится к концу текущего года, но сейчас понятно, что это произойдет только в феврале). Уже от итогов AQR будет зависеть конфигурация структуры банковского сектора, и составлены пакетные предложения. Не исключено, что последуют действия, связанные с реорганизацией банков.

Поддержка  БВУ государством тоже не исключается, но, вероятно, только при условии базовых вливаний капитала со стороны акционеров, если будет необходимо. Но пока это предварительные оценки.

Вместе с тем хочу уточнить, что государство оказывает меры поддержки не столько собственно банкам, как принято считать в упрощенном виде, а скорее банковской инфраструктуре, через которую денежная масса перетекает от сбережений к  кредитованию и без которой экономика не может функционировать, а существенные сбои могут негативно отразиться на целых отраслях экономики и причинить ущерб клиентам.

Что касается других секторов, то я полагаю, что у страхового рынка есть хорошие перспективы, в том числе за счет развития институтов онлайн-страхования. Сейчас проходят обсуждения, что онлайн-страхование должно идти не только по обязательным видам, но и по добровольным. На мой взгляд, это очень хорошее начинание. Но здесь многое будет зависеть от интеграции с государственными базами данных, внедрения новых технологий и инструментов, в том числе по удаленной идентификации граждан.

В будущем году должен быть диверсифицирован и рынок ценных бумаг, с точки зрения присутствия как институциональных инвесторов, так и розничных. И опять же, триггером для такой диверсификации должна выступить передача хотя бы части пенсионных активов в конкурентную среду – то есть компаниям по управлению инвестиционным портфелем, что послужит и катализатором оживления деятельности паевых инвестиционных фондов, фондов рискового инвестирования и частных компаний.

В случае последовательной реализации намеченных действий мы сможем стать свидетелями оживления финансового рынка, которое окажет поддержку экономическому росту через расширение доступа к привлечению инвестиций и заемных ресурсов для компаний реального сектора экономики.

А.С.: После AQR главная роль будет отведена Национальному банку. Однако, я считаю, что если возникнет необходимость в дополнительной капитализации отдельных БВУ, то к ним должен быть применен унифицированный и транспарентный подход.

Поскольку мы видели, что те программы, которые были реализованы за последние годы, не отличались едиными требованиями (одни банки закрывались, к другим предъявлялись дополнительные условия, не говоря уже о разных суммах фондирования от акционеров), и это вызывало «ревность» и критику со стороны других банков.

Что касается иных моментов, то необходимо отметить, что система регулирования сегодня по-прежнему является предметом острых дискуссий представителей финансового сектора и регулятора. По этому поводу выдвигается много предложений, особенно со стороны банковского сообщества для того, чтобы ослабить зарегулированность. Между тем можно понять и Национальный банк, который выделяет колоссальные ресурсы на то, чтобы поддержать БВУ и обеспечить стабильность в финансовой системе. В этой связи важно достичь баланса с той степенью свободы для агентов финрынка и одновременно защитить интересы населения и клиентов.

Остается добавить, что финансовая система в следующем году продолжит меняться под влиянием современных трендов, прежде всего цифровизации, однако сейчас это происходит медленно. И здесь немаловажную роль играет Национальный банк, поскольку та же платежная система находится в его руках. Это вызов, с которым традиционным банкам предстоит столкнуться.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.