Дональд Трамп продолжает давить – недавно он снова несколько раз требовал от Федеральной резервной системы в максимально короткий срок снизить базовую процентную ставку на 100 базисных пунктов, то есть на 1%.
«Доллар настолько силен, что «досадно вредит другим регионам мира», – заявил американский президент. Напомним, что ближайшее заседание ФРС пройдет 18 сентября, но созвать совет можно и на внеочередное заседание практически в любой момент.
Стоит отметить, что для США такое внимание президента к курсу валюты в новинку. На протяжении десятилетий президенты Соединенных Штатов не комментировали курс доллара, тем более не оказывали внешнего давления на ФРС, выступая с призывами смягчить монетарную политику. Основные страхи базируются на том, что у Дональда Трампа получится, ведь никто не верил, что он выиграет выборы, а он выиграл, никто не верил в полномасштабную торговую войну, в стену на границе с Мексикой. Теперь никто не верит в то, что доллар будет девальвирован.
Американский президент четко обозначил свою позицию, заявив, что ослабление курса доллара благоприятно скажется на национальной экономике. Опасный фон создают его многократные призывы снизить ставки, обращенные к ФРС, а также обвинения других стран в намеренном ослаблении своих валют. Давление на Федрезерв и Минфин может многократно усилиться в случае замедления экономического роста в США.
Американская экономика сейчас переживает самый длинный период роста в истории, который, как и все предыдущие циклы, закончится рецессией, падением фондовых рынков и увеличением безработицы. Однако грядущий кризис будет существенно отличаться от предыдущих. Никогда мировая экономика не входила в кризис с нулевыми ставками, госдолгом ведущих экономик свыше 100% от ВВП и глобальным средним экономическим ростом менее 3%. У центральных банков не остается ни ресурсов, ни инструментов, чтобы смягчить резкое замедление экономики по аналогии с кризисом 2008 года.
Скорее всего, новая рецессия в США может начаться в 2020-2023 годах. Рост национального ВВП окажется отрицательным, Америка опустит ставку до 0-0,25% и запустит очередную программу количественного смягчения (QE4), чтобы увеличить эмиссию долларов через покупки ФРС госдолга США.
На фоне резкого увеличения денежной массы курс доллара по отношению к другим валютам и металлам снизится. Одновременно с этим вырастет дефицит федерального бюджета Штатов за счет традиционных фискальных ножниц – доходы бюджета будут падать вместе с доходами населения и бизнеса, а расходы увеличиваться, поскольку в кризис стратегически важным отраслям экономики нужна адресная помощь.
Фактически для стимулирования экономики и решения проблем бюджета останется единственный инструмент: увеличение денежной массы путем расширения программы количественного смягчения. Результат такого подхода приводил к гиперинфляции, начиная с Веймарской республики и Югославии, заканчивая свежими примерами – Аргентиной и Турцией. Значительный размер экономики США и ведущая роль доллара в мировых расчетах увеличивают толерантность американской монетарной системы к росту денежной массы, но лимит не бесконечен и точка невозврата может оказаться гораздо ближе, чем кажется.
Исторически слабеющий доллар – это хорошая новость для мировой экономики, и для Казахстана, в частности. Его ослабление поддерживает мировой экономический рост и, как следствие, вызывает рост продаж и цен на нефть и другие сырьевые товары.
Однако говоря о позитивном влиянии, мы рассматриваем период последних 30 лет, когда доллар снижался плавно. Девальвация 1970-х стала шоком для мировых финансовых рынков и выбила почву из-под ног многих развивающихся экономик. В случае резкого изменения курса российского рубля и тенге может получить значительно больший удар, чем доллар.
Если финансовые рынки начнет лихорадить, то преимущество получат традиционные тихие гавани – японская иена, швейцарский франк и золото. Недвижимость по-прежнему сохранит свою привлекательность. Для небольшой части портфеля стоит также рассмотреть инвестиции в криптовалюты – этот инструмент не подвержен инфляции из-за ограниченной эмиссии и постепенно входит в традиционную финансовую систему.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане