В настоящее время в Казахстане нет экономических предпосылок для резкого ослабления тенге. Об этом сообщил председатель правления Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов на встрече с представителями СМИ, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В первом квартале 2019 года платежный баланс Казахстана впервые стал положительным, и цена на нефть сейчас достаточно комфортная для нашей страны, инфляция низкая. Поэтому уверен, что пока арбитража, для того чтобы проводить обесценение тенге, нет», - считает Галим Хусаинов.
Он уверен, что прогнозы некоторых аналитиков касательно ослабления тенге после выборов «не имеют под собой никакой основы».
«Нужно знать, что из себя представляет девальвация. Резкое ослабление нацвалюты возможно в том случае, если бы в Казахстане был фиксированный курс тенге. А когда фиксированного курса нет, то в принципе резкого однодневного ослабления тенге в принципе не может быть», - заметил Галим Хусаинов.
Он привел в пример Россию, где ослабление рубля не было одномоментным.
«В 2014 году, когда было резкое падение цен на нефть и российский рубль с 30 рублей за доллар упал до 60, потом до 80, то ослабление рубля не произошло мгновенно. Поясню, однодневного ослабления рубля не было – процесс ослабления произошел в течение полугодия. Повторюсь, что понятия «девальвация» при текущей политике (плавающего курса. – Ред.) не может быть. Если же Нацбанк объявит о том, что будет фиксированный курс, то, чтобы произошла девальвация, нужно, чтобы прошло минимум 2-3 года, для того чтобы появились диспропорции в экономике. А этого пока нет. Поэтому ослабевание тенге в пределах 5-6% - это в принципе нормальное явление, которое соответствует макроэкономическим показателям экономики Казахстана. Дело в том, что в Казахстане инфляция находится в коридоре 5-6%, а арбитраж процентных ставок, например, между ставкой ФРС и базовой ставкой Нацбанка составляет около 6-7%. К примеру, 5% от текущего курса (от 382 тенге за доллар) – это почти 20 тенге. Если же в течение года курс тенге дойдет до 400 тенге, многие эксперты начнут говорить, что в Казахстане произошла девальвация. На самом деле это не девальвация – это корректировки курса, которая поддержана макроэкономикой страны, и она никак не влияет на благосостояние населения, потому что на сегодня арбитраж ставок покрывает любые возможные убытки», - считает Галим Хусаинов.
Банкир уверен, что те слухи о предстоящей девальвации связаны «с разогреванием общества перед выборами». «К чему могут привести слухи о девальвации? Люди на ожиданиях о девальвации начинают менять тенге на валюту. Это приводит к тому, что курс доллара повышается под прессингом эмоциональных ожиданий. Если, например, курс доллара достигнет какой-то максимальной отметки (условно 390 тенге) и население поймет, что в принципе дальше курс доллара не может двигаться, то все снова начнут менять доллары на тенге. Ведь населению нужно покупать продукты, обеспечивать свои ежедневные потребности в тенге – и им понадобятся тенге. В результате произойдет укрепление тенге. И потом все, кто менял тенге на доллары, начнут получать убытки. Это мы уже проходили за последние 3 года несколько раз. И наше население опять может наступить на те же грабли. А заработать на этом (изменении курса. – Ред.) будет практически невозможно», - считает Галим Хусаинов.