Современные вызовы, такие как рост демографии, ускоряющиеся темпы урбанизации, высокие темпы глобального инновационного развития, ставят перед Казахстаном масштабные задачи, требующие скорейшего и безотлагательного решения. Обсуждению актуальных для развития страны тем – «Роль государства в развитии венчурного капитала» и «Роль государства в создании современной экосистемы доступного жилья» – были посвящены панельные сессии, организованные АО НУХ «Байтерек» на прошедшем XII Астанинском экономическом форуме «Вдохновляющий рост: люди, города, экономики». В течение двух дней казахстанские и представительные зарубежные эксперты делились опытом государственного планирования в ключевых секторах экономики. Как привлечь венчурные инвестиции, как обеспечить казахстанцев положенными квадратными метрами и какие меры предпринять, чтобы не отставать от крупных азиатских стран – лидеров экономического роста в развитии новых высокотехнологичных производств и стартап-компаний.
Заместитель председателя правления АО НУХ «Байтерек» Ануар Омарходжаев, выступая на панельной сессии «Роль государства в создании современной экосистемы доступного жилья», рассказал, что уровень обеспеченности казахстанцев жильем сегодня составляет 21,6 кв. м на 1 человека, что остается ниже стандартов ООН. Задача – к 2030 году довести показатель до 30 кв. м на 1 казахстанца. Для этого необходимо обеспечить ежегодный рост ввода нового жилья на уровне не менее 8% и в предстоящие 12 лет ввести в эксплуатацию свыше 220 млн кв. м жилья.
«Для решения поставленной задачи нами был изучен международный опыт на всех континентах – от Латинской Америки и Западной Европы до Юго-Восточной Азии. Примечателен опыт в таких странах, как Сингапур, Южная Корея и Турция, где Единый оператор комплексно реализует массовое жилищное строительство со всеми необходимыми благами для населения. При этом важно применять новые методы строительства, современные материалы и технологии, принципиально иные подходы в планировании массовой застройки. Высокие стандарты к качеству, экологичности и энергоэффективности зданий с инфраструктурой в конечном счете создают комфортную среду проживания для населения», – заявил зампред.
Таким образом, на государственном уровне он предложил выделить три ключевых фактора в создании современной экосистемы доступного жилья. На его взгляд, по опыту Сингапура и Кореи в первую очередь в Казахстане следует создать единого оператора, который будет комплексно решать вопросы массовой жилищной застройки с созданием необходимой инженерной, социальной и коммерческой инфраструктуры. При этом особое внимание необходимо уделить своевременному подведению коммуникаций к объектам. Также, учитывая ограниченность госбюджетов, необходимо внедрять механизмы партнерства с частным бизнесом при строительстве детских садов, школ и больниц.
«Единый оператор смог бы сконсолидировать активы и повысить эффективность за счет комплексных инструментов поддержки – от стратегического планирования и проектирования до полного сопровождения проектов на всех этапах реализации, включая инжиниринг, цифровой мониторинг и последующую эксплуатацию», – отметил Омарходжаев.
В рамках второго фактора Ануар Омарходжаев предложил обеспечить доступное финансирование через создание широкого набора инструментов для всех участников отрасли, в первую очередь частных застройщиков и населения. По его словам, холдинг «Байтерек» как финансовый оператор имеет возможность привлекать рыночные ресурсы, микшировать с текущими финансовыми потоками и удешевлять фондирование для частных застройщиков без каких-либо «посредников». Имеется возможность оказывать поддержку строительным компаниям через механизмы субсидирования и гарантирования кредитных ресурсов. Также интересен механизм фондирования застройщиков на этапе строительства под будущие доходы за счет реализации жилья. При этом во всех механизмах цикличность финансирования позволит оборачивать средства по револьверному принципу каждые 2 года без выделения средств из государственных бюджетов. Но оборачиваемость будет достигаться при условии стимулирования спроса со стороны населения. Для этого необходимо разрабатывать доступные механизмы реализации с учетом реальной платежеспособности населения, особенно в регионах. Согласно исследованиям, рыночная ипотека коммерческих банков доступна менее 10% населения, программа «7-20-25» доступна 20% населения. Самыми доступными для 30% населения являются продукты «Жилстройсбербанка», в системе которого свыше 1,3 млн вкладчиков.
«Основной особенностью данной системы является то, что банк функционирует вне рынка капитала и получает дешевое фондирование за счет накоплений своих вкладчиков. На сегодня депозитный портфель превышает 660 млрд тенге. Это позволяет предоставлять населению со средними и ниже среднего доходами ипотеку по низким процентным ставкам. Таким образом, система жилстройсбережений может стать одним из главных драйверов, стимулирующих гарантированный спрос для частных застройщиков и доступное предложение для населения», – рассказал докладчик.
Третьим фактором в обеспечении населения доступным жильем зампред назвал цифровизацию строительной отрасли. Так, открываются большие возможности к удешевлению строительства жилья и объектов инфраструктуры через применение так называемых «Онлайн Маркетплейсов», которые на своей платформе смогут объединить напрямую заказчиков и поставщиков без посредников. Это позволит уменьшить операционные расходы всех сторон в среднем на 20%. При этом внедрение системы долгосрочных офтейк-контрактов по фиксированным ценам позволит обеспечить загруженность домостроительных комбинатов и отечественных производителей стройматериалов. Маркетплейсы должны быть максимально открытыми и предоставлять полный объем информации, что просто нейтрализует недобросовестных поставщиков. Согласно расчетам Омарходжаева, если учитывать, что доля стройматериалов в себестоимости строительства составляет свыше 55%, то цена строительства за 1 кв. м жилья может быть снижена в среднем на 10%.
«Подобные платформы необходимо создавать и для рынка недвижимости, где население, коммерческие банки, девелоперы, частные застройщики и государственные органы также смогут объединиться на единой площадке и предоставлять свои услуги. С расширением линейки IT-услуг и внедрением элементов системы «умный дом» масштабы экосистемы доступного жилья значительно возрастут», – считает Ануар Омарходжаев.
Особенностями сингапурского жилищного строительства, где 80% жилого фонда является государственным, поделился приглашенный спикер – ведущий консультант сингапурского предприятия по сотрудничеству Яп Чин Бенг. Он отметил, что Единый оператор в лице HDB (Housing and development board ) с 1969 года комплексно реализует в стране массовое государственную жилищную застройку с созданием всех необходимых благ для населения, и под его управлением находится свыше 1 млн квартир. Он подчеркнул, что компания занимается предоставлением жилья, а также планированием ценообразования, выдачей субсидий, регулированием спроса и предложения, проектированием.
«У нас есть программы по улучшению дома, обновлению зданий. Помимо предоставления жилья, мы создаем комфортную и безопасную среду для людей. HDB пользуется правительственной поддержкой, наше финансирование осуществляется за счет Центрального фонда. Идет постоянное обновление жилищного фонда. Стоит отметить, что люди с низким уровнем дохода получают большую поддержку от правительства. Для малообеспеченных граждан мы предоставляем арендное жилье», – рассказал спикер.
По словам г-на Бенга, в Сингапуре ипотечная ставка для заемщиков составляет 2,5%, кредитные средства выдаются сроком на 20 лет. Зарубежный гость форума выразил поддержку казахстанской инициативе по созданию Единого оператора в сфере жилищного строительства. По его мнению, в Казахстане вследствие роста демографии ожидается большой спрос на жилье, при этом пик спроса произойдет через 10-15 лет.
В ходе панельной сессии «Роль государства в развитии венчурного капитала» участники констатировали, что в ряде развивающихся стран приняты практические меры для консолидации усилий государства и бизнеса по обеспечению международной конкурентоспособности и развитию инновационной экосистемы. При этом темпы появления инновационных технологий и продуктов в мире напрямую зависят от уровня развития индустрии венчурного капитала, который в свою очередь формирует здоровый инвестиционный климат. Цифровизация экономики, реализация нового этапа индустриализации, развитие высокотехнологичных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью требуют совместных усилий государства и бизнеса. Государство должно гарантировать прочность бизнеса фонда венчурных инвестиций, а также минимизировать риски инвесторов. Такие страны, как Сингапур и Корея, успешно приняли венчурную стратегию, запустив несколько поддерживаемых государством фондов, которые не только поддерживают начинающих и опытных предпринимателей, но и развивают инновационную экосистему страны. Успешный международный опыт определяет роль государственных программ, поддерживающих развитие венчурного предпринимательства как катализатора запуска венчурного процесса в стране. Основываясь на успешном международном опыте, Казахстан делает важный шаг в направлении развития своей инновационной экосистемы и международной конкурентоспособности, запуская свой первый венчурный фонд фондов – QazTech Ventures. Он сосредоточится на следующих стратегических направлениях деятельности: развитие рынка венчурных инвестиций, технологический консалтинг, развитие системы бизнес-инкубирования.
Как заявил в ходе встречи управляющий директор АО «НУХ» Байтерек» Адиль Нургожин, рынок венчурного финансирования в Казахстане пока не сформирован, но его скорейшее создание и развитие представляют острую необходимость. Для этого необходимо разработать стандарты, структурировать фонды и привлекать к сотрудничеству управляющие компании с мировым именем, которые в дальнейшем будут интегрировать Казахстан с другими экосистемами. Он подчеркнул, что, несмотря на фактор высокой рискованности, именно венчурные инвестиции являются индикатором развития новых индустрий. В частности, без них невозможно представить создание и развитие «Фейсбука», интернета, Кремниевой долины и других технологических прорывов. По мнению управдира, в Казахстане даже не стоит вопрос, участвовать в этом процессе или нет. Наша страна уже существенно отстала, и теперь первостепенно найти ниши, которые позволят сократить отрыв. В числе перспективных отраслей, где возможно быстрое развитие венчурного финансирования, Нургожин назвал ГМК, нефтепереработку, глубокую переработку и использование возможных технологий для агросектора, логистику. Кроме того, он добавил, что привлеченные в рамках венчурного инвестирования технологии могут способствовать снижению себестоимости строительства жилья.
В настоящий момент АО НУХ «Байтерек» активно участвует в развитии рынка венчурного инвестирования и стартапов. Ожидается, что результаты этой работы будут заметны через год.
«Задача очень простая. Международному инвестору слишком рискованно в нашу страну приходить без партнера. Партнером может быть только государство. В государстве этим занимается институт развития, а это «Байтерек». Как это работает? Через партнерство, через создание совместных фондов. У нас задача – до конца года создать один-два венчурных фонда, создать прецедент, научить структурировать фонды, работать с английским правом, научить стартапы принимать инвестиции правильно. Это основная задача. (...) Если этот процесс продолжить, то у нас будет не один, а несколько фондов, появятся большие игроки на рынке, которые нашу маленькую экосистему свяжут с другими растущими рынками, где есть деньги и выручка валютная. Прогноз такой: к осени, надеюсь, появится фонд», – рассказал о планах Адиль Нургожин.
В завершение панельной сессии управляющий директор в JubileeCapitalManagement Ган Фон Джек перечислил правила, которым стоит следовать венчурным фондам, чтобы их инвестиции оказались успешными. В их числе правильная мотивация, сильная квалификационная и исполнительная компетенция учредителей и ключевой управленческой команды; рыночная оценка предложенного решения и бизнес-модели для решения выявленной рыночной проблемы и получения возможности для бизнеса; разумное раскрытие потенциала адресуемого рынка и устойчивое завоевание конкурентного преимущества компании, а также привлекательная начальная оценка и реалистичный путь выхода.