10 декабря 2018 года опубликовано большое интервью управляющего Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) Кайрата Келимбетова российскому изданию «Ведомости». Полный текст интервью доступен по ссылке, мы приводим ключевые цитаты.
О дубайском опыте
В Дубае все случилось буквально на наших глазах. Именно успешность изменений в регулировании позволила сдвинуть с места процесс, для которого там не было объективных предпосылок — ни географических, ни институциональных. Причем в стране, собственное законодательство которой далеко от английского общего права, где вообще шариатские законы.
О «ментальной революции»
Cамо создание нашего финансового центра — это не отдельное решение, а часть больших структурных реформ по диверсификации экономики… С одной стороны, мы прямо сейчас создаем центр предоставления таких (финансовых) услуг, а с другой — это ориентир для местной системы, которая должна улучшаться в ближайшие 5−7 лет. Это революция… По теории change-менеджмента зачастую эффективнее создать с нуля, чем переделывать старое и то, что не работало.
О цифровизации
В Америке есть традиционное представление: Уолл-стрит и Кремниевая долина, здесь — деньги, там — инновации. Но сегодня и в самой Америке инновации перекочевывают в Нью-Йорк, а деньги — в Кремниевую долину. И мы в финансовом центре «Астана» пытаемся все это объединить. То есть мы и «фин», и «тех» — две стороны одной медали, которая показывает, куда будет идти развитие.
О реформах
Любые реформы и инновации воспринимаются прежде всего с пессимизмом. Это очень выгодное мировоззрение, потому что, если что-то не получилось, можно сказать: «Ну мы же говорили», а если получилось, то — «Мы приятно удивлены». Но не пессимисты делают реформы. Вот говорят: «у вас нет глубоких финансовых рынков» или «все наши активы, постсоветские состояния, управляются в Сингапуре, Дубае и Лондоне», или «зачем вы создаете финансовый центр, если их и так уже больше 100». Но что бы было, если бы так думали 20 лет назад в Дубае или в Африке по финтеху, где Кения или Уганда перескочили через стадию традиционного банкинга и теперь там везде мобильный банкинг? Или если бы Китай не проводил революцию в финансовой инклюзивности, а говорил: «Давайте пройдем столетний путь европейских институтов, а потом начнем думать, что же нам делать с цифровизацией»?
Об универсальности МФЦА как площадки развития
Мы хотим быть не просто финансовым центром и предоставлять услуги для уже существующих бизнесов, но и быть площадкой типа Lego, куда присоединяются любые решения. Не получается что-то в каком-то секторе — давайте попробуем это у нас. Или пришли люди с новой идеей — почему бы не реализовать ее на нашей платформе? Такие точки роста или территории опережающего развития в технологических секторах должны существовать. В этом смысле мы наднациональная, в том числе евразийская региональная, платформа, где все это можно тестировать, где нужно совершить квантовый скачок.
О «финансовой нише» МФЦА
Каждый финансовый центр находит свою нишу. В тех же Сингапуре или Дубае капиталы изначально тоже не присутствовали. Но Дубай стал местом сосредоточения благосостояния частных лиц всего Ближнего Востока. Все увидели среду, место, удобное для всех, и начали этим заниматься. Мы считаем, что Астана и Казахстан — это в силу своего физического расположения удобное место, особенно сейчас, когда экономики Европы и Китая строят сухопутный мост. Это сопряжение ЕАЭС и китайской «Инициативы пояса и пути». Страны Центральной Азии — это последняя недооткрытая точка, недоглобализованное место в мировой торговле, где появляются новые возможности в связи с демографическими процессами в регионе, открытием экономики Узбекистана, реформами в Казахстане.