За последние 25 лет России и Казахстан, другие страны прошли сложный путь c несколькими глобальными и национальными кризисами, включающими массированный приток и отток капитала, резкие колебания цен на сырьевые товары. В результате центробанкам пришлось изменить денежно-кредитные политики. Однако расслабляться нельзя, глобальные риски держат их в постоянном напряжении. Об этом на VIII Конгрессе финансистов Казахстана заявила председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы (Казахстан и Россия. — Ред.) все вместе учились проводить политику, которая может справиться с инфляцией и стабилизировать экономику. Мы экспериментировали, иногда шли общими путями, иногда разными, но наши экономики никогда не теряли связи. Финансовые рынки должны отражать взаимосвязи, которые складываются в экономиках. Процесс интеграции идет только на пользу странам. Мы работаем над формированием общего финансового рынка, общего биржевого пространства, подходов регулирования финансовых организаций» — сказала Эльвира Набиуллина.
Страны де-факто и де-юре применяют режим инфляционного таргетирования. Россия перешла к этой модели в конце 2014 года, Казахстан чуть позже. С тех пор инфляция снижается с высоких уровней. В России она уже полтора года находится на исторически низком уровне — ниже 4%. Это делает ситуацию предсказуемой для бизнеса и населения, заметила она. Но центробанки не должны расслабляться, потому что появляются новые риски и нужно держать руку на пульсе. Колебание цен на сырьевые товары — это важный фактор влияния на экономики и финансовые системы Казахстана и России, заметила Набиуллина. Плавающий обменный курс дает хорошую возможность адаптации экономики к таким шокам. Но при сильных колебаниях цен на нефть и газ можно столкнуться с сильной волатильностью на валютном рынке.
«При шоках, связанных с колебаниями потока капитала, для стабилизации ситуации недостаточно только плавающего курса должны быть дополнительные инструменты по поддержанию финансовой стабильности. В России есть целый набор таких инструментов», — сказала глава ЦБ России.
Это автоматически включающиеся свопы, аукционные инструменты предоставления валютного рефинансирования банкам, временные регулятивные послабления для банков. Таким инструментом в России стало приостановление валютных операций в рамках нового бюджетного правила. Это дает время и необходимые ресурсы для адаптации финсистемы.
Еще одна важная тема, по ее мнению, — развитие финансовой системы. Банки РК и РФ прошли пути быстрого развития. Многие институты были созданы с нуля и до сих пор страдают болезнью роста: нехватка капитала в банковской системе, избыточный валютный риск, риски сомнительного использования средств клиентов для финансирования проектов акционеров, недостоверная финотчетность.
«Застарелые проблемы (банковского сектора. — Ред.) до сих пор приходится решать. За последние годы мы в России отозвали более 400 банковских лицензий, санировали более 30 банков, в том числе три крупных банковских группы. Такой же процесс идет на страховом и пенсионном рынке, на рынке микрокредитных организаций», — сказала Набиуллина.
Нужно до конца пройти этот сложный и критически важный путь, добавила она. Параллельно с надзором нужно развивать и регулирование. Оно должно стимулировать фининституты создавать буферы на случай разного рода рисков, стимулировать кредитование экономики.
«Поскольку мы идем по пути интеграции, нужно обмениваться информацией по разным вопросам, сблизить подходы в регулировании и надзоре. Банки наших стран не должны стать друг для друга факторами заражения рисками экономик своих стран», — сказала банкир.