USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.12$
-0.080
BTC
67985.40$
-64.400

Как совершенствуют налоговое администрирование

Data mining для фискальной службы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как совершенствуют налоговое администрирование- Kapital.kz

Для повышения эффективности и расширения сфер применения системы управления рисками в органы государственных доходов внедряется технология интеллектуального анализа данных. Она основана на выявлении причинно-следственных связей, аналогии, квалификации ситуаций и прогнозировании событий. Об этом сообщил председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ардак Тенгебаев, выступая на конференции «Налоговые споры: практика и пути совершенствования», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Встречу организовала Ассоциация налогоплательщиков Казахстана.

«Модернизация информационных систем Комитета государственных доходов содержащих большой совокупный объем информации, а также интеграция с базами данных других госорганов позволит фискальной службе не только увеличить массив необходимой информации, но и проводить больше камеральных проверок. Сегодня КГД МФ РК рассматривает различные подходы для качественного проведения проверок, обоснованности и законности доначисленных сумм», — сказал Ардак Тенгебаев.

При этом он отметил, что с 1 июля 2017 года в Налоговый Кодекс внесена поправка, которая предоставляет налогоплательщикам право подавать письменные возражения на предварительные результаты акта налоговой проверки. И казахстанские налогоплательщики не пренебрегают этим правом. Они уже направляют свои возражения, как в территориальные департаменты, так и непосредственно в КГД МФ РК. Так, по состоянию на 1 сентября 2018 года налогоплательщиками направлено 36 письменных возражений по результатам предварительных актов проверок на сумму 40,9 млрд. тенге.

«Территориальные департаменты самостоятельно рассмотрели 6 письменных возражений на сумму 2,7 млрд. тенге. Из них начисления в размере 8,4% или 229 млн тенге уже не подержано в рамках рассмотрения предварительных актов проверок. В Комитет поступило 29 запросов на 38 млрд тенге. На сегодняшний день мы рассмотрели 20 письменных возражений на сумму 29 млрд тенге. В 5% рассмотренных возражений мы налоговые органы не поддержали», — отметил председатель Комитета госдоходов.

По его словам, изменения в налоговом законодательстве позволили не только повысить качество проводимых проверок и профессиональный уровень проверяющих аудиторов, но и уменьшили количество жалоб на уведомления о результатах проверок. К тому же с введением нового Налогового кодекса начиная с 2018 года, значительно снизилось количество встречных проверок. Поскольку органы госдоходов теперь могут направлять запросы лицам, которые осуществляют операции с налогоплательщиками. Такая практика широко используется и в Организации экономического сотрудничества и развития.

«Мы пересмотрели механизм проведения встречных проверок и начали максимально использовать информационную систему Комитета без формирования предписаний на встречные проверки. Сегодня мы стараемся назначать встречные проверки только в исключительных случаях, когда требуется сбор доказательной базы. С учетом снижения встречных проверок акцент был перемещен на тематические проверки по конкретно выявленным схемам уклонения от уплаты налогов. А проверки по отдельным вопросам и хронометражное обследование проводится сейчас только в рамках отработки уведомлений», — сообщил Ардак Тенгебаев.

Добавив, что в 2017 году количество налоговых проверок сокращено более чем на 45% - с 77 тыс. до 42 тыс. Встречные проверки снижены с 53 тыс. до 27,5 тыс. Пересмотрены основания назначения внеплановых проверок — они сокращены на 62%. Также снизился и процент охвата документальными налоговыми проверками с 0,5% до 0,4% от общего количества зарегистрированных налогоплательщиков.

«Сегодня работа Комитета направлена на изменение вектора администрирования с проведения налогового контроля путем сокращения количества налоговых проверок и с параллельным увеличением эффективности на усиление рынка камерального контроля. В рамках нового налогового кодекса улучшены условия налогового аудита при ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, а также деятельность физлиц, занимающихся частной практикой, прекращается без проведения налоговой проверки, то есть путем проведения камеральных проверок. Данные нововведения направлены на сокращение количества налоговых проверок и снижение налоговых споров», — подчеркнул Ардак Тенгебаев.

По данным главы ведомства, меньше всего проверок у крупного бизнеса — порядка 6% всех налоговых проверок, но и нарушения здесь фиксируются в 63% случаев. На втором месте или 20% всех налоговых проверок приходится на субъекты среднего предпринимательства, где нарушения выявляются в 73% случаев. Лидер по количеству проверок (74%) — малый бизнес с установленными нарушениями в 70−75% случаях. Если нарушения у крупного бизнеса носят в основном методологический характер, то по остальным субъектам предпринимательства превалируют нарушения в части применения схем уклонения от уплаты налогов.

«Анализ результатов налоговых проверок в 2016—2017 гг. показал, что наиболее характерные нарушения, приводящие у доначислению по КПН являются: занижение совокупного дохода, дохода от реализации, отсутствие первичных бухгалтерских и банковских документов, завышение вычетов по расходам без подтверждающих документов, по затратам на сумму взаиморасчетов с контрагентами сделки по которым признаны недействительными», — добавил Ардак Тенгебаев.

В 2016 году зафиксировано 2 тыс. нарушений, связанные с порядком определения совокупного годового доход. В 2017 году эта цифра сократилась почти в 2 раза — до 1,1 тыс. нарушений. Аналогичная ситуация и по налогу на добавленную стоимость. Если в 2016 году выявлено 2,4 тыс. нарушений по определению оборота по НДС, то в 2017 году эта цифра составила чуть более 1,5 тыс. В свою очередь нарушений, касающихся НДС, относимого в зачет, в 2016 году было установлено 2,7 тыс., а в 2017 году — 2,3 тыс. Снижение количества нарушений объясняется не только сокращением количества проверок, но и усилением процедур камерального контроля налоговых обязательств налогоплательщиков.

Результаты проверок в разрезе субъектов предпринимательства

6b966033f8db01d48d3145961e9.png

2f52856841c0648cf28cfc2ba05.png


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.