Казахстанский фондовый рынок реагирует на существенное ослабление тенге пока в основном снижением объемов торгов на рынке акций. С 1 по 13 августа лишь в ходе четырех торговых дней сделки по бумагам представительского индекса KASE превышали 100 млн тенге. Причем эти дни приходились в основном на период до повышения волатильности на валютном рынке и могли быть связаны в основном с падением лондонских котировок компании KAZ Minerals после ее вхождения в проект «Баимская». (Рост дневных объемов сделок в рамках индекса до 180 млн тенге произошел и 14 августа на фоне стабилизации тенге и других валют развивающихся рынков.) То есть текущее ослабление тенге пока не привело к чему-то похожему на панические продажи акций из списка KASE и оттоку наиболее мобильных инвесторов, прежде всего, нерезидентов.
Индекс, правда, потерял с начала августа больше 5%, но потери пришлись опять-таки в основном на первые дни месяца и были связаны с KAZ Minerals. Пока это достаточно резко контрастирует с реакцией биржевого рынка на девальвации 2009, 2014 и 2015 годов. Тогда после валютных корректировок происходил рост тенгового индекса KASE на 10% и больше в основном за счет бумаг, имеющих двойной листинг и котировки в фунтах. Акции, обращающиеся только на KASE, не демонстрировали подобной динамики и достаточно сильно теряли в долларовом выражении практически сразу после ослабления тенге.
Через несколько дней под влиянием девальвации могли более активно корректироваться бумаги с двойным листингом, прежде всего, из банковского сектора. Картина отличается достаточно сильно, и главным образом это связано со значительно меньшей глубиной ослабления тенге и режимом свободного плавания, делающим возвращение тенге весьма вероятным в глазах профессиональных инвесторов. Тем более что Нацбанк в последние недели так или иначе упоминает о том, что восстановительное движение, несмотря на давление, испытываемое развивающимися рынками в связи с санкциями и ростом ставок ФРС, остается актуальным.
Экономист и советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов в одной из своих последних статей решился сформулировать три сценария для тенге, подчеркивая, что это его личная точка зрения и «интуитивное видение». Спикер видит возможное развитие событий следующим образом: «Пока непонятно, что будет с санкциями, мне представляются три сценария. В плохом варианте (маловероятном) 350−360 — это новое равновесие. Тогда курс вылетит к 370 и в октябре-ноябре вернется к 350 и далее, к весне — в район 340. В другом сценарии тенге вылетит в коридор 355−365 ненадолго, затем вернется в 350−360, плавно смещаясь к 340 в ноябре-декабре. В третьем сценарии курс стабилизируется в колебаниях вокруг 345−355 до декабря, в декабре начиная смещение к 340».
Эффект нерезидентов не столь уж велик
Так или иначе проседание индекса KASE даже с учетом снижения на 5,6%, которое произошло в июне и июле, пока менее масштабно, чем снижение фондовых индексов других развивающихся рынков, как и ослабление тенге по отношению к большинству валют сопоставимых стран. На конец прошлой недели тремя индексами развивающихся стран, понесшими наибольшие потери в ситуации бегства от рисков, были турецкий — более 21%, аргентинский и бразильский индексы. В отличие от ситуации с нотами Нацбанка, где вывод инвесторами $900 млн за последние месяцы оценивается как достаточно значимое воздействие на курс тенге, доля нерезидентов в сделках с акциями представительского индекса KASE традиционно крайне невелика. По итогам первого полугодия участие в обороте по акциям со счетов, принадлежащих нерезидентам, оценивается биржей в 6,5%. И, возможно, эффект ухода нерезидентов уже заложен в нынешнем значении индекса. В июле масштабы участия нерезидентов в 1,6% крайне невелики, но картину искажают несколько крупных для нашего биржевого рынка сделок с акциями KAZ Minerals и «Казахтелекома». В результате в июле общий объем транзакций вырос в 9 раз от июньского уровня и составил 143,9 млрд тенге. 1,6% от нерезидентов выливаются, таким образом, в 2,3 млрд тенге, и они скорее в июльской ситуации могли быть связаны с выходом иностранцев из тенговых бумаг, чем с расширением масштабов инвестиций.
Разворот тренда
Заместитель председателя правления KASE Андрей Цалюк, комментируя июльские результаты, отметил, что, очевидно, нельзя больше говорить о затянувшейся коррекции на рынке акций и, наверное, правильнее оценивать ситуацию как произошедшее изменение тренда. Финансист в настоящий момент не видит факторов, которые могли бы вернуть индекс KASE в число самых быстрорастущих — темпом 50% годовых в 2016 и 2017 годах и 30% годовых в начале этого года. Рынок, по его оценкам, может длительное время находиться в «боковике» в ожидании новых локальных инвестиционных историй. Прежние факторы роста были исчерпаны с началом ослабления тенге, фиксацией списков акционеров, имеющих право на выдачу дивидендов и получением «Казахтелекомом» разрешения на покупку крупного пакета акций Kcell. «Казахтелеком» был самой быстрорастущей акцией из индекса в этом году. В последние дни бумага, однако, достаточно сильно скорректировалась. В июле еще не было фактора проекта «Баимская», и акции KAZ Minerals дешевели пропорционально снижению цен на медь.
Долларовых облигаций не хватит на всех
Таким образом, и до возникновения нынешней острой ситуации на развивающихся рынках дела не выглядели безоблачно. Одной из встающих перед участниками рынка и биржей задач остается сохранение в условиях, по крайней мере, бокового тренда, розничной базы инвесторов, которая продолжала расти в этом году. Предлагаемые альтернативы, вероятно, будут связаны с долговыми инструментами. Пока, однако, участие розницы в размещениях облигаций и на вторичном рынке крайне ограничено. Г-н Цалюк привел в качестве относительно удачного примера инвестиции физических лиц в бумаги Международной финансовой корпорации. Часть инвесторов сочла привлекательными купонные ставки в 8,3% годовых по облигациям со сроком размещения в 7,5 лет, считая, что они будут выше, чем ставки по тенговым депозитам. Учитывая ту степень давления, которая оказывается на политику инфляционного таргетирования в ходе последних дискуссий, связанных с ослаблением тенге, нет никаких гарантий, что Нацбанку удастся продолжить процесс снижения стоимости денег в экономике и, соответственно, успешности таких размещений. Среди бумаг, защищенных от девальвации, традиционно в качестве привлекательных инвестиционных идей предлагаются еврооблигации казахстанских квазисуверенных эмитентов и банков. В настоящий момент по ним доходит до 8% годовых в долларах, но розничных инвесторов ограничивает достаточно высокий порог входа. На рынке есть также облигации в тенге с номиналом, привязанным к курсу доллара, но количество таких выпусков ограничено.
В случае если ослабление тенге будет продолжено, для компаний квазигосударственного сектора может вновь вставать вопрос о рефинансировании части валютных долгов в тенге. Внутренний рынок, однако, пожалуй, обладает еще меньшими возможностями, чем в 2014—2015 годах, из-за жестких ограничений на инвестиции ЕНПФ в такие бумаги и тем, что это достаточно дорогие размещения. Когда они все-таки происходили, например, у БРК, речь шла о нерезидентской инвесторской базе, поверившей в тенге. Последней ситуацией, связанной с сокращением уровня внешнего долга, стал состоявшийся досрочный выкуп еврооблигаций холдингом «Казарок» на сумму в 420 млн евро. Возможно, совпадение с ослаблением тенге стало чистой случайностью, но холдинг с тенговой выручкой предпочел сокращение внешнего долга за счет собственных средств размещению этой ликвидности в казахстанских БВУ и кредитованию через них.
Так или иначе и без глобальной кризисной ситуации с бегством от рисков центр тяжести на казахстанском фондовом рынке сместился от акций в другие сегменты.