— Умут Болатхановна, у вас сегодня «жаркий день», можете ли вы прокомментировать ситуацию, которая происходит? Многие клиенты испытывают волнение из-за того, что не могут снять деньги, перевести платежи. С чем это связано и когда устранят проблемы?
— Действительно «жарко». Но повода для паники нет, интеграция и объединение прошли. Да, много разных технических проблем еще существует, главное — база клиентов сохранена, деньги есть. Были на сутки приостановлены какие-то операции по карточкам, но это связано с большим количеством операций, которые обслуживаются в порядке очереди. Более миллиона операций. Конечно, для этого необходимо время, чтобы обработать все. Эти проблемы в основном у юридических лиц, маленьких и средних компаний, которые пришли в отделение. Но если вы физлицо и у вас есть карта, то вы без проблем можете снять любую сумму. Банкоматы все заполнены, все работает, денег много, мы жестко все контролируем, и банкоматы готовы обслуживать карточки. Если у юридического лица есть корпоративная карточка, точно также вы можете прийти в банкомат и снять деньги. На самом деле есть проблемы в рабочих процессах, но хочу вас заверить, деньги у всех клиентов сохранились, никто не потеряет ни копейки. Очереди скапливаются в отделениях, и это рабочий процесс, который решается.
— Умут Болатхановна, но ведь есть еще много жалоб и на онлайн-операции, это тоже настораживает. Когда решат их?
— Да, это временно. У нас был момент сбоя по онлайн-банкингу в основном для юридических лиц, но мы эту проблему уже решили, и проблемы по платежам уже, можно сказать, устранены. Могут быть какие-то сбои в течение 2−3 дней, но это максимум. Такая накладка еще связана с тем, что это конец месяца, а это, как правило — начисление зарплат юридическим лицам. Есть маленькие компании, которые работают наличными, они снимают и пополняют только наличными без онлайн-банкинга для выплаты зарплат, а это тоже определенная нагрузка и может зависать система из-за многочисленных операций. Но по всем крупным платежам и выплатам, зачисление на карты, снятие физлицами в банкоматах этой наличности уже проблем нет, проблем с наличием денег нет. Я понимаю всех этих людей, я тоже видела их лица, сама была в отделениях, я понимаю, на что они жалуются, но прошу не усугублять ситуацию, все решится завтра.
— Есть ли хорошие новости? Что ждет банк дальше?
— В целом ситуация под контролем, мы все видим, понимаем, ожидаем, что уже завтра точно будет все работать. Наши клиенты видят больше возможностей, потому что мы объединенный банк, самый большой, самый устойчивый. Сейчас после завершения объединения мы сравниваем комиссии и выбираем в пользу тех, которые ниже и распространяем на всю нашу клиентскую базу. То есть клиенты выигрывают от ценообразования комиссионных расходов и тарифов. Затем у Халыка есть хорошие программы для МСБ, у нас большая ликвидность. Мы кредитовали всегда, кредитуем и будем кредитовать. Ставки Халыка всегда ниже, что для МСБ, что по ипотечным кредитам. Для крупных клиентов — это вообще огромные возможности, после объединения рейтинг у Халык банка сохранен и он по-прежнему высокий, чего не скажешь о Казкоме. Поэтому, конечно, ожидаем позитивную динамику. Пока могу точно сказать, что клиенты Казкома выиграют от интеграции с Халыком.