Споры относительно места онлайн-кредитов в стране достигли пика накала. Нацбанк выработал законопроект, подразумевающий жесткое регулирование этого сегмента финансового рынка, который передан в парламент. Есть опасность, что накануне ухода парламентариев на летние каникулы закон будет приниматься без должного обсуждения. Казахстанская ассоциация финтех-компаний взяла на себя роль организатора общественных дискуссий, где находится место как сторонникам технологии, так и ее противникам. Последний такой двухчасовой брейн-сторм с участием депутатов, экономистов, социологов и политологов состоялся накануне выхода этого номера в свет. А что думают о ситуации и перспективах финтеха профессиональные участники рынка?
Финтех — не только онлайн-кредитование
Понятие финтеха и его реализации во всем мире очень широкое. Однако в Казахстане по причине широкого обсуждения системы онлайн-кредитов сложилось мнение, что финтех — это исключительно выдача кредитов онлайн.
На самом деле это не так. Константин Горожанкин, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, вспоминает, что первые казахстанские финтех-проекты появились в начале 2000 годов. Первой площадкой внедрения финтеха стал казахстанско-американский «Texaka-банк», впоследствии влившийся в «Сбербанк Казахстан».
Следующими на более высокую технологическую ступень перешли «Казком» и «Народный банк». «Мне посчастливилось стоять у истоков, поэтому я помню, как все начиналось. В 2004-м „Народный банк“ запустил мобильный банкинг, с тех пор трудно представить пользование банковскими карточками без СМС-оповещения. Позже на базе мобильного банкинга появились различные сервисы: переводы денег с карточки на карточку, через банкомат, через мобильные телефоны и так далее, — вспоминает Константин Горожанкин. — Первый небанковский финтех-проект появился в 2009 году, это processing.kz, обслуживающий сейчас 40% казахстанской электронной коммерции. 13 банков получают здесь возможность делать переводы p2p — организовать такую услугу самим банкам было бы дорого и долго».
Далее финтех все больше вторгался в сферу небанковского обслуживания интересов клиентов. К примеру, небанковский сервис paybox.kz агрегировал все возможности по платежам, в том числе через терминалы Qiwi и с мобильных телефонов. Подключаясь к ним, магазин получает все возможности платежа. На казахстанский рынок пришли российские проекты: Payonline, CloudPayments, «Касса 24». «Все это финтех, реализующий финансовые услуги на технологической платформе. Последние достижения — возможность мобильных переводов и платежей, предоставляемая мобильными операторами. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, хорошо видно, что онлайн-кредиты — всего лишь сегмент финтеха», — говорит Константин Горожанкин.
Финтех — естественное явление на рынке
Константин Пак, директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана, считает продукты финтеха естественным явлением рынка.
«Если небольшая компания видит неповоротливость банков в каком-то сегменте и она может предложить быстрое решение — это и есть финтех. Но активность финтеха заметна не только в секторе банковских услуг. У нас есть интересная карагандинская компания Woopay, она уже 5 лет строит свою платежную систему для мелких коммерсантов. Компания ChocoFamily запустила проект „Рахмет“ — это тоже платежи, тоже финтех. А где платежи, там и кредитование, возможность купить в рассрочку, — говорит Константин Пак. — В Алматы огромный рынок доставки еды, около 4 млрд тенге, и он всегда работал с наличными деньгами. Но сейчас финтех-проекты начинают приучать этот рынок работать с безналичными платежами. Не запрещать же этот сектор под предлогом того, что нет лицензии на ресторан или санитарной книжки. Мир сегментирован и гибок. А у нас сложилась традиция, что обязательно должно появиться государство и сказать свое веское слово. Из-за этого мы не можем развиваться».
Развитию мешает система ограничений
Руслан Омаров, генеральный директор Первого кредитного бюро, обращает внимание на ограничения, которые мешают развитию сектора финтех в стране. Их два: проблема идентификации и закрытость данных.
Банки не готовы к передаче данных о транзакциях человека даже при условии его согласия на это. Причина в отсутствии в банковской системе стандартизированных протоколов безопасности. Именно в этом причина высокой стоимости онлайн-займов: финтех-компании вынуждены закладывать в стоимость кредитов высокие риски мошенничества или невозврата.
Второй фактор, сдерживающий развитие финтеха, — закрытость данных. «Какие-то данные открыты, но эти данные бесполезны для бизнеса. Те данные, которые нужны бизнесу, они закрыты. Я пытаюсь собрать цены по республике на любые товары, готов их даже покупать, потому что мне важно понимать уровень цен для оценки рисков, но нигде не могу найти, — говорит Руслан Омаров. — Для чего мне это? Чтобы спрогнозировать дефолты по кредитам. Если цены растут, а зарплата нет, надо понимать риски кредитования. Доступ к этим данным откроет дорогу для огромного числа стартапов, которые будут обрабатывать данные, готовить сервисы и продавать».
Финтех развивается в узких нишах
Финтех во всем мире стремится развиваться в узких рыночных нишах, не доступных большим банковским системам. Примеры такого развития приводит Алексей Сидоров, CEO Silkway Ventures Group, основатель проектов «Кредит24», Prodengi.kz и «Кликобилие». К примеру, в США появились финтех-проекты, помогающие водителям Uber приобретать новые автомобили. Есть компании, предлагающие целевые кредиты на получение образования или рефинансирующие банковские долги.
Поэтому, считает Алексей Сидоров, закрытие возможностей для рынка онлайн-кредитов заставит финтех найти или сформировать новые ниши. Это может быть беззалоговое краткосрочное кредитование наличными — этот сектор недостаточно охвачен вниманием, — либо продажа товаров длительного пользования в рассрочку. «Главное — понимать, что если ограничат микрозаймы онлайн, то рынок сделает два шага назад, — считает Алексей Сидоров. — Мы потеряем накопление экспертизы и специалистов этой отрасли. Рынок существует всего три полных финансовых года, но за это время сформировалась некая экспертиза: кредитный анализ, аналитика данных, разработка интерфейсов, интеграция в банковские системы. В отрасли заняты 1200 работников интеллектуальных профессий. В случае негативного сценария динамика развития сектора будет потеряна».
В отраслевом объединении онлайн-кредиторов — Казахстанской Ассоциации ФинТех — добавили, что от негативного сценария проиграют все: увеличится доля теневого сектора, что снизит защищенность заемщиков, государство потеряет привлекаемые инвестиции и выплачиваемые налоги, финансовый сектор — пионеров, которые на свои собственные средства тестируют все риски внедрения новых финансовых технологий.