Национальный банк опоздал с решением проблем, накопившихся в банковском секторе страны. Об этом во время онлайн-конференции сказал председатель Нацбанка Данияр Акишев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Очевидно, что Нацбанк как регулятор значительно опоздал с реальным решением проблем банковского сектора, которые копились начиная еще с 2008 года. Критика главы государства, прозвучавшая на расширенном заседании правительства, абсолютно справедлива», — сказал глава регулятора.
Как пояснил Данияр Акишев, 90% проблемного портфеля банков, сформированного с 2006 по 2015 год, объясняется тем, что фининституты долгие годы использовали средства по нецелевому назначению. «Это было выявлено недавно», — пояснил он.
До 2009 года основным источником фондирования банков были кредиты из-за рубежа. С 2010 года БВУ «переключились на деньги государства, аккумулируя на своих балансах значительные средства квазигоскомпаний».
«Сумма составляла около 2,5 трлн тенге. Но, к сожалению, до 2016 года многие банки пользовались этими средствами по своему усмотрению, без взвешенной кредитной политики. Нужно отдельно разбираться, как и почему средства квазигоссектора получили ненадежные банки», — сказал Данияр Акишев.
Как пояснил спикер, если взять отрезок времени с 2008 по 2015 год, то банки условно можно разделить на три группы. К первой относятся банки, которые, несмотря на улучшение ситуации после кризиса 2009 года и улучшение ситуации с фондированием, продолжили вести неосмотрительную кредитную политику. После девальвации 2015 года они не испытывали существенных проблем и не претендовали на господдержку.
Вторая группа — это крупные банки, которые пытались следовать правильной политике кредитования, но в силу масштабности плохого портфеля столкнулись с недостаточной капитализацией. Акционеры не смогли быстро решить этот вопрос самостоятельно, поэтому в силу их высокого социального значения было принято решение помочь им в рамках программы оздоровления банковского сектора.
«Третья группа — средние и мелкие банки, которые продолжали вести политику, подобную политике БТА Банка. В эту же группу попадает RBK Bank. После девальвации 2015 года и ужесточения политики размещения денег квазигоссектора все проблемы, которые тщательно скрывались этими банками, начали выходить наружу. В это время Нацбанк ужесточил свою надзорную политику, что ускорило вскрытие проблем. Невозможно было в один день купировать все проблемы, так как они были масштабными. Нам потребовалось время. По Казкоммерцбанку: только на обсуждение ситуации и поиск оптимальных способов по оздоровлению ушло 1,5 года», — сказал глава Нацбанка.