Одним из важных трендов 2017 года стало замедление инфляционных процессов. В следующем году уровень годовой инфляции будет в новом целевом коридоре — 5−7%. Об этом в интервью центру деловой информации Kapital.kz сказал Председатель Национального банка РК Данияр Акишев. Он также прокомментировал вопросы формирования курса тенге, установления базовой ставки, «оживления» рынка государственных ценных бумаг.
— Данияр Талгатович, как вы оцениваете итоги 2017 года для финансовой системы? Каких поставленных целей удалось достичь? И остались ли нерешенные задачи?
— В рамках проведения денежно-кредитной политики Национальный Банк в 2017 году принимал меры, направленные на достижение основной цели — обеспечение стабильности цен в республике. Одним из важных трендов уходящего года стало замедление инфляционных процессов. На протяжении всего года инфляция в годовом выражении находилась в пределах целевого коридора Национального Банка 6−8% и в целом демонстрировала нисходящую траекторию. По итогам ноября индекс роста потребительских цен составил 7,3%, что ниже значения на конец прошлого года — 8,5%.
В целом, существовали риски выхода инфляции за рамки целевых показателей, однако такие негативные сценарии не реализовались в полной мере. Со стороны внешних параметров мы наблюдали более благоприятный, по сравнению с прошлым годом, фон: ситуация на мировых товарных и продовольственных рынках оставалась стабильной. В определенные периоды происходило усиление волатильности на внутренних товарных рынках, что оказывало сдерживающее воздействие на более значительное замедление инфляции и инфляционных ожиданий. В свою очередь, Национальный Банк принимал взвешенные решения на основе анализа фактических и прогнозных показателей и не допускал излишнего ужесточения денежно-кредитных условий.
Продолжилось осуществление режима свободно плавающего обменного курса. Курс тенге формировался на основе спроса и предложения на валютном рынке под воздействием фундаментальных факторов при минимальном вмешательстве Национального Банка. В течение года динамика внутренних и внешних факторов была разнонаправленной, ежедневные колебания обменного курса позволили непрерывно поддерживать обменный курс равновесным и не накапливать дисбалансы. То есть курс тенге выполнял функцию автоматического стабилизатора.
Началась реализация программы повышения финансовой устойчивости при обязательной поддержке со стороны акционеров банков. В ее рамках приняты меры по оздоровлению Казкоммерцбанка, а также оказана поддержка 5 другим крупным банкам.
Кроме этого, нам удалось создать условия для возобновления кредитования банками второго уровня. Кредитование экономики с начала года увеличилось на 3,2% и достигло 13,1 трлн тенге на конец октября 2017 года. Активизация кредитования происходит на фоне повышения деловой активности и увеличения потребительского спроса в результате смягчения денежно-кредитной политики.
К одним из положительных факторов также относится сохранение привлекательности тенговых депозитов, которое способствовало дальнейшему процессу дедолларизации в банковской системе и содействовало увеличению фондирования банков второго уровня в национальной валюте. Если уровень долларизации в январе 2016 года достигал своего максимального значения в 70%, то в текущем году на депозитном рынке мы наблюдаем паритет между валютными и тенговыми депозитами — уровень долларизации находится в пределах 48−50%.
Также были достигнуты определенные успехи в «оживлении» рынка государственных ценных бумаг, как краткосрочных нот Национального Банка, так и облигаций Министерства Финансов РК. Повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг критически важно для формирования безрисковой кривой доходности, которая является первоисточником информации для внутренних и внешних инвесторов в вопросе стоимости заимствования и служит сигналом в вопросе оценки ожиданий профессиональных участников. Наличие адекватной безрисковой кривой доходности решает ряд задач, в том числе способствует развитию фондового рынка, а также повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма и денежно-кредитной политики в целом.
Еще одним положительным фактором можно отметить проведенные Национальным Банком до настоящего времени реформы, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, защиту прав и интересов миноритарных инвесторов. Введенные законодательные инициативы позволили значительно расширить влияние миноритарных акционеров в деятельности общества, разграничить функции и полномочия органов управления общества, упростить процедуру разрешения корпоративных конфликтов, усилить фидуциарную ответственность менеджмента за вред, причиненный обществу, ввести независимый аудит хозяйственных товариществ.
Значимость реализованных Национальным Банком реформ была подтверждена международными экспертами Всемирного Банка в Отчете «Doing Business 2018», где Казахстан занял 1-е место среди 190 стран по индикатору «Защита миноритарных инвесторов», поднявшись с 2015 года на 63 позиции.
В качестве положительных факторов регуляторного характера можно отметить введение в действие законодательства о коллекторской деятельности, которым введен механизм досудебной медиации. Данный механизм позволяет наладить договорные отношения кредитора и заемщика, между которым в качестве медиатора выступает коллекторское агентство, основная функция которого направлена на восстановление платежеспособности проблемного заемщика.
Принятие Закона позволило повысить прозрачность рынка взыскания проблемной задолженности. Это доказывается введенным инструментом регистрации коллекторских агентств в реестре регулятора. На сегодняшний день в Национальном Банке уже зарегистрированы 54 организаций, которые в должном порядке предоставляют регулятору информацию по проблемным банковским займам и микрокредитам.
Также Законом четко регламентирована процедура взаимодействия с проблемными заемщиками, которая запрещает использование неправомерных действий в отношении заемщика. Это повышает прозрачность данной сферы.
Новый институт коллекторства способствует снижению уровня проблемного портфеля банковского сектора как путем оказания банкам услуг по досудебному взысканию проблемной задолженности заемщиков, так и путем прямой покупки проблемного портфеля у банков.
Среди вызовов текущего года можно отметить всплеск волатильности на внутреннем валютном рынке в августе-сентябре вследствие спекуляций о возможном значительном ослаблении тенге в привязке к определенным событиям, таким как завершение EXPO-2017 в г. Астане. С целью недопущения дестабилизации ситуации на валютном рынке, Национальный Банк осуществлял интервенции по продаже иностранной валюты. Кроме того, Национальный Банк посредством пресс-релизов и комментариев в СМИ проводил разъяснения по ситуации на валютном рынке, в частности об отклонении курса тенге от фундаментально обоснованных значений и о предпосылках к коррекции и укреплению тенге.
Несмотря на позитивные результаты, которые были достигнуты в текущем году, есть задачи, для решения которых требуется больше времени. Это процесс дальнейшей дедолларизации финансового сектора, восстановление темпов кредитования в банковской системе по мере оздоровления и повышения финансовой устойчивости банков, а также повышение эффективности в управлении ожиданиями рынка по процентной ставке и инфляционными ожиданиями населения. Другими словами, наша цель — переход от решения точечных проблем к устойчивому развитию всей финансовой системы.
Плавающий курс и абсорбирование ликвидности
— Каковы прогнозы Нацбанка на 2018 год? Каким он будет для Казахстана?
— Согласно нашим прогнозам, в 2018 году реальный рост ВВП Казахстана составит 2,8%, чему будут способствовать позитивные внешние условия торговли, обусловленные положительной динамикой спроса как в странах-основных торговых партнерах Казахстана, так и в мировой экономике в целом. Вместе с тем, мы ожидаем, что в следующем году уровень годовой инфляции будет складываться в новом целевом коридоре — 5−7% на конец года.
Для Казахстана, как и для любой другой развивающейся страны, основными экономическими моментами должны стать динамика роста глобальной экономики в целом и в развивающихся странах в частности, здесь идет речь в основном о наших основных торговых партнерах, монетарная политика развитых стран, а также мировые рынки сырья.
В целом ожидается продолжение тренда низкого, но стабильного глобального роста. В частности, рост экономики США и Еврозоны позволяет им снижать темпы монетарного стимулирования. При условии отсутствия глобальных шоков, можно ожидать сохранения низкой волатильности на мировых финансовых рынках, дальнейшего роста рынков акций, а также более высокие уровни доходностей государственных ценных бумаг развитых стран.
В части развивающихся рынков ожидается продолжение повышения экономической активности. Это в свою очередь потенциально положительным образом повлияет и на сырьевые рынки, и на локальные финансовые рынки развивающихся экономик. Конкретно по рынку нефти, продление соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи окажет некоторую поддержку мировым ценам на нефть.
В следующем году на внутреннем денежном рынке сохранится структурный профицит ликвидности тенге, в связи с чем, Национальный Банк продолжит проводить операции преимущественно по абсорбированию ликвидности. В отношении обменного курса тенге Национальный Банк намерен неотступно следовать режиму плавающего обменного курса тенге. На валютном рынке обменный курс национальной валюты будет формироваться на основе спроса и предложения иностранной валюты.
Между тем, существует ряд рисков, влияние которого может негативно сказаться на макроэкономическом развитии Казахстана в 2018 году. Так, в части внешних рисков стоит отметить существенное снижение цен на энергоресурсы на мировых товарных рынках и в целом волатильность цен на нефть, а также резкое и более существенное ужесточение политики ФРС без предварительной подготовительной риторики. К внутренним рискам, характерным для Казахстана, следует отнести вероятность повторного возникновения шоков предложения на отдельных рынках товаров и услуг, в частности, продовольствия и ГСМ, возможное ухудшение ожиданий населения и бизнеса относительно дальнейшей динамики инфляции и обменного курса тенге.
В случае реализации данных рисков существует вероятность усиления инфляционного фона в экономике, что может привести к резкому росту инфляции и ее выходу за пределы целевого коридора. Кроме того, реакцией на ухудшение внешних и внутренних условий может стать замедление темпов роста экономики.
Национальный Банк отслеживает негативные риски, которые могут привести к ухудшению макроэкономической ситуации. В случае их реализации мы будем предпринимать все необходимые меры для того, чтобы сохранить макроэкономическую стабильность в стране. В целом Национальный Банк продолжит реализацию денежно-кредитной политики в режиме инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса тенге. Режим инфляционного таргетирования позволяет эффективно регулировать инфляционные ожидания и удерживать инфляцию на стабильно низком уровне, что наилучшим образом способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе.
В отношении обменного курса тенге Национальный Банк намерен последовательно следовать режиму плавающего обменного курса тенге. На валютном рынке обменный курс национальной валюты будет формироваться на основе спроса и предложения иностранной валюты. Долгосрочный тренд курса тенге будет определяться действием фундаментальных факторов, в том числе ценой на нефть, курсами валют стран основных торговых партнеров, состоянием платежного баланса, уровнем инфляции, и мировыми процентными ставками.
Снижение инфляции не в ущерб экономике?
— Что происходит с инфляцией? Сможет ли Нацбанк удержать ее уровень в заданном коридоре? Каков прогноз по инфляции на следующий год?
— В годовом выражении, она, с начала года, находится в пределах целевого коридора 6−8%. В ноябре годовая инфляция составила 7,3%, накопленный уровень за 11 месяцев сложилась на уровне 6,3%, что ниже показателей аналогичного периода прошлого года, составлявших 7,5%. В 2017 году наблюдается замедление продовольственной инфляции и роста тарифов платных услуг. С начала года наибольший вклад в инфляцию отмечается со стороны непродовольственных товаров, рост которых за 11 месяцев увеличился на 8,4%.
Проводимая умеренно-жесткая денежно-кредитная политика Национального Банка в 2016 году и в первой половине 2017 года, является одним из основных факторов замедления инфляционных процессов. Кроме того, снижение инфляции было обусловлено воздействием внешних и внутренних факторов. Так, стабильная ситуация на сырьевых рынках, ослабление внешнего инфляционного давления, укрепление обменного курса в первой половине года способствовали нисходящей траектории роста цен. Кроме того, совокупное влияние отрицательной динамики реальных денежных доходов населения, умеренных темпов роста регулируемых услуг, конъюнктуры отдельных агропродовольственных рынков приводило к снижению инфляционного фона.
При этом динамика инфляции была обусловлена в большей степени действием краткосрочных волатильных факторов, о чем свидетельствует более значительное замедление базовой инфляции (без учета энергоносителей, плодоовощной продукции и регулируемых услуг) — с 8,9% в декабре 2016 года до 6,2% в ноябре 2017 года.
Необходимо отметить, что постепенное восстановление темпов роста экономики и потребительского спроса, которые мы наблюдали в текущем году, не оказывали инфляционного давления.
По оценкам Национального Банка, по итогам года инфляция в годовом выражении сохранится в пределах целевого коридора 6−8% и будет плавно переходить к целевой траектории 2018 года.
Крайне важно, что Национальный Банк не ставит перед собой цель быстрого снижения инфляции. Поэтому с 2018 года целевые ориентиры по инфляции будут снижаться, но поэтапно. Постепенность снижения ориентиров продиктована необходимостью поддержания восстановительных процессов в экономике. В 2017 году инфляция не снижалась быстро и складывалась в пределах целевого коридора, что способствовало поддержанию темпов роста реального ВВП в восстановительный период.
— Каков вклад роста цен на бензин и другие виды топлива в повышение уровня инфляции?
-Удорожание энергоносителей в начале и конце текущего года обуславливало кратковременное повышение инфляции. Его вклад в инфляцию с начала года составил не более 1 процента., хотя с учетом суммарного эффекта в виде удорожания перевозок товаров и себестоимости коммунальных услуг может быть немного выше. В целом, влияние таких изменчивых компонентов инфляции оценивается как краткосрочное. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, при общей инфляции в 7,3% показатель базовой инфляции без учета отдельных составляющих (плодоовощная продукция, регулируемые услуги, энергоносители) в годовом выражении в ноябре составил 6,2%.
— 27 ноября Нацбанк решил сохранить базовую ставку на прежнем уровне. Чем это обусловлено? Насколько, по вашему мнению, базовая ставка является эффективным инструментом и отражает ли она реальную рыночную ситуацию?
— Базовая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Национального Банка, которая позволяет регулировать номинальные межбанковские процентные ставки на денежном рынке. На сегодняшний день ставки на денежном рынке формируются в соответствии с коридором базовой ставки. Таким образом, базовая ставка обуславливает ценообразование в финансовом секторе: на денежном рынке, на рынке ценных бумаг и в кредитовании.
Последнее решение о сохранении базовой ставки на прежнем уровне обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, уровень годовой инфляции в октябре ускорился. Динамика инфляции обусловлена в большей степени действием краткосрочных факторов — удорожанием энергоносителей таких как: бензин, дизтопливо, уголь, в результате временного сокращения предложения и отдельных видов продовольствия, в основном, овощей (сезонный рост цен), о чем свидетельствует незначительное повышение базовой инфляции. Риски реализации вторичных эффектов от подорожания энергоносителей могут сохраняться в краткосрочном периоде и привести к повышению инфляционных ожиданий. В то же время, годовая инфляция, по оценкам Национального Банка, сохранится в пределах целевого коридора 2017 года.
Во-вторых, сохранение внешних рисков. В общем случае ситуация на внешних товарных рынках характеризуется относительной стабильностью. Темпы роста экономики и инфляция в странах — торговых партнерах, наряду с внешними продовольственными ценами, являются благоприятными с точки зрения влияния на спрос на казахстанский экспорт и инфляцию. В динамике цены на нефть, начиная с июня 2017 года, отмечается тенденция роста. Однако в среднесрочной перспективе могут возникнуть риски ее волатильности, повышающие неопределенность относительно будущих периодов.
Для достижения целей по инфляции Национальный Банк будет устанавливать базовую процентную ставку в зависимости от фактического и прогнозируемого уровня инфляции и других параметров. Базовая ставка в реальном выражении,
— Какая ситуация прослеживается на валютном рынке страны? Расскажите об основных факторах, которые влияют на валютный курс?
— Текущая ситуация на валютном рынке стабильна. Формирование курса тенге происходит на рыночных условиях под воздействием спроса и предложения на иностранную валюту.
В условиях режима свободно плавающего обменного курса на курс тенге оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам прежде всего относятся мировые цены на нефть и ситуация в странах — основных торговых партнерах Казахстана. К внутренним факторам относятся девальвационные ожидания, изменение внутренних ставок, темпы дедолларизации сбережений.