Популярность исламского финансирования растет во всем мире. На сегодняшний день оборот исламских финансов превышает 2 трлн долларов и в ближайшие годы может достигнуть 3 трлн долларов. О том, как работают исламские банки, чем они привлекательны для рынка и какие мифы о них существуют, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал заместитель председателя правления АО «Исламский банк «Al Нilal» Елтай Мухамеджанов.
— Многие люди, когда речь идет об исламском финансировании, воспринимают его как деньги из стран исламского мира. Что скажите?
— Активы, деньги исламских финансовых институтов не привязаны к конкретным странам. Они могут привлекаться из разных источников. Принципы работы данных институтов основаны на канонах шариата и в первую очередь подразумевают партнерство банка и клиента. В некоторых странах, например, в Турции, исламские банки называют participation bank. Финансируя какой-то проект, исламский банк разделяет с клиентом риски. Принимая средства от вкладчиков, исламский банк делит с ними прибыль, которую получает в результате финансирования проектов. За этим следит независимый орган, который напрямую подчиняется совету директоров, так называемый совет по шариату.
— Кроме того, есть мнение, что исламское финансирование — это бесплатные деньги. Как вы думаете, почему?
— Вероятно, этот миф объясняется условиями, по которым работают исламские банковские продукты. Исламские принципы финансирования подразумевают в первую очередь партнерство банка и клиента. Финансируя какой-то проект, исламский банк разделяет с клиентом риски. В исламском финансирования отсутствует спекулятивная составляющая. В традиционном банкинге есть продукты, которые позволяют игрокам рынка продавать активы, которых они не имеют. На языке банкиров это называется «шортить» — играть на понижение. К примеру, вы ожидаете, что какая-то компания переоценена и можете сыграть на понижение, то есть продать акции, не владея ими. Когда эти акции падают в цене, снова выкупаете их назад и получаете на этом доход. По шариату это запрещено, нельзя продавать то, чего не имеешь. В традиционном банкинге можно выдать заем, потом переупаковать его и продать другому банку.
Сабпрайм-кризису 2008 года во многом как раз способствовали такие сделки. В исламском финансировании можно продавать заем, но сохраняя при этом установленные на момент выдачи условия. Кроме того, штрафы и пени не могут идти в доход банка, а направляются в благотворительные фонды. Добавлю, что исламские банковские продукты доступны для всех вне зависимости от религии.
Еще пример.
Предположим, предприниматель взял оборудование в лизинг у исламского банка. В какой-то момент техника дает сбой и предприниматель не может использовать и зарабатывать
на ней. В этой ситуации он сообщает банку о проблеме и до момента возобновления
работы техники приостанавливает платежи.
— Вы имеете в виду, по аналогии заемщик начинает думать, что исламские банки в принципе самые терпеливые? Кроме того, существует мнение, что стоимость денег в исламских банках меньше, чем в традиционных. Так ли это на самом деле?
— Да. Однако средства, получены они в традиционном или исламском банке, нужно возвращать. Исламские банки это такие же коммерческие организации. Разница в том, как они получают эту прибыль. Стоимость денег не связана с тем, является банк исламским или традиционным. Стоимость денег зависит от стоимости фондирования.
— Расскажите, в чем заключаются особенности исламского банкинга в сравнении с традиционным?
— Риба, то есть взимание процентов по кредитам, по шариату запрещена, но разрешена торговля. Банк, например, покупает квартиру или автомобиль и потом с наценкой продает клиенту. То есть в основе исламского финансирования лежат торговля и партнерство, запрет на спекуляции.
Теперь депозиты. В исламском банкинге это инвестиционные инструменты, основанные на объединении капитала клиента, знаний и опыта инвестирования банка. Клиент доверяет управление своими средствами банку, а банк инвестирует их в проекты с последующим распределением прибыли между собой и клиентом. Депозиты объединяются в инвестиционный пул, а затем инвестируются в не запрещенные шариатом проекты. У нас два вида депозитов: вакала и мудараба. По вакала банк и клиент договариваются о размере ожидаемой прибыли, по мудараба — о ежемесячной пропорции распределения прибыли. Это может быть 40/60 до 50/50 в зависимости от суммы вклада.
— А продукты кредитования?
— Розничное кредитование мы пока не запустили. Мы планируем запустить ипотеку, кредитные карты, беззалоговые кредиты, автокредитование. Сейчас решается, по какой схеме будут работать эти продукты в Казахстане. Первый вариант — через продукт мурабаха. Банк покупает актив и с наценкой продает его таким образом, что транзакция проходит немедленно, то есть клиент сразу вступает в права владения. Второй вариант через продукт иджара — клиент получает актив в собственность, когда проводит последний транш. До того момента он выступает в роли арендатора. Вторая схема значительно удорожает сделку, так как налог на имущество у юридических лиц выше, чем налог на имущество физлиц. Если банк покупает недвижимость, держит на своем балансе, а клиент проводит арендные платежи, то эта сделка оказывается в конечном итоге значительно дороже.
— В Казахстане ставки по депозитам и кредитам регулируются Нацбанком. Но у исламских банков как таковых ставок нет. Значит, они могут накручивать прибыль по своему усмотрению?
— Регулятор следит за нами так же, как за другими участниками рынка. Уровень доходности по финансированию Нацбанк рассматривает эквивалентно ставкам других банков. Что касается вкладов, то исламские банки могут предлагать доходность выше, чем рекомендовано регулятором, поскольку депозиты являются инвестиционными.
— Какими источниками фондирования пользуются исламские банки? Наверное, они тоже не берут в долг?
— В исламских банках, как и в традиционных, источником фондирования являются займы, привлеченные депозиты, собственный капитал. В исламских фининститутах займы выпускаются в виде сукуков, а в традиционных в виде евробондов. Сукуки — это аналог евробондов, но разница в том, что в сукуках присутствует актив, который генерит прибыль. Например, портфель ипотечных займов, по которым идут потоки выплат. Создается SPV, ему передается актив, аккумулирующий денежные потоки, с которых выплачивается вознаграждение держателям облигаций сукук.
— Существуют ли у исламских банков требования к «чистоплотности» клиентов? Например, интересует ли их, как был заработан первый капитал?
— Есть определенные требования к клиентам, которые предъявляются как традиционными, так и исламскими банками. Сегодня нельзя прийти с мешком денег в банк и положить их на депозит. Нужно доказать, что эти деньги заработаны легальным путем.
— Если рассматривать рынок мирового капитала, то какова доля исламских финансов?
— Традиционные глобальные финансовые рынки огромны и хотя исламское финансирование показывает хорошую динамику роста, оно составляет очень малую его часть. Исламское финансирование относительно молодое — оно появилось всего 40−50 лет назад. Однако многие традиционные банки уже интересуются исламскими финансами, не только в Казахстане, но и в целом в странах СНГ. Сбербанк неоднократно заявлял о своем интересе к продуктам исламского финансирования. В Казахстане законодательство не позволяет открывать так называемые исламские окна, то есть отдельные подразделения в традиционном банке.
На сегодняшний день в Казахстане в сфере исламского финансирования, помимо нас, представлены АО «Заман-Банк», который недавно получил лицензию, лизинговые компании АО «Аль Сакр Финанс» и АО «Казахстанская Иджара Компания».
— Какие у вас прогнозы по развитию исламского финансирования в Казахстане?
— Мы ожидаем, что по мере увеличения игроков на рынке исламского финансирования доля исламских финансов будет увеличиваться. На сегодняшний день Al Нilal Вank занимает около 1% рынка. Как только на рынке появится несколько игроков, то в течение нескольких лет этот показатель может вырасти до 5−6%.