Как создателям «молодых» проектов лучше подступиться к капиталистам? Каким образом они оценивают стартапы? И почему Казахстанская фондовая биржа (KASE) решила стать посредником между двумя сторонами? Ответы на эти вопросы прозвучали во время пресс-конференции, которую KASE провела в преддверии запуска своей стартап-площадки.
До конца года биржа сформирует информационную систему стартапов, которую в начале 2018 года предложит вниманию отечественных инвесторов, рассказал управляющий директор KASE Евгений Мухамеджанов.
«У KASE есть опыт и экспертиза, которая позволит сделать поиcк инвесторов и интересных проектов эффективным. Мы не хотим подменять собой кого-то на рынке, а хотим помочь развить это направление», — сказал он.
Оказалось, что новый проект биржи укладывается в глобальную тенденцию. «Не желая ограничивать себя только листингом, мировые фондовые площадки запускают стартап-площадки, краудфандинговые платформы, и некоторые даже на этом хорошо зарабатывают», — продолжил Евгений Мухамеджанов. Например, фондовая биржа Таиланда в этом году открывает у себя стартап-площадку. Более крупные биржи — NASDAQ, LSE — сделали это еще раньше.
«Наша площадка будет работать по принципу „одного окна“, через которое инвесторы будут получать информацию о стартапах: в каком секторе экономики они реализуются, сколько инвестиций собираются привлечь. Это будут только те предприниматели, у кого есть зарегистрированные АО или ТОО. Это отрезает большой пласт тех, у кого есть просто гениальные идеи, но они не могут предложить ничего существенного инвестору», — сказал спикер.
В своем новом проекте KASE будет сотрудничать с бизнес-инкубаторами, которые уже сделали экспертизу проектов, с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и акиматами. Инвесторы в свою очередь должны будут получить аккредитацию у биржи. Как монетизировать этот проект, Евгений Мухамеджанов знает.
«Основные источник заработка для таких платформ — аккредитация инвесторов и процент от заключенной сделки», — пояснил он.
Иностранным инвесторам интересно вкладывать деньги в казахстанские стартапы, добавил управляющий директор Казахстанской фондовой биржи, ведь рядом расположены рынки Китая и России. Однако они признаются, что не готовы инвестировать до тех пор, пока не увидят, что есть среда местных инвесторов, отметил Евгений Мухамеджанов.
У отечественных инвесторов схема оценки стартапа для будущих инвестиций состоит из трех ступеней, рассказал управляющий инвесткомпании «Асатель венчур фонд» Мурат Юлдашев.
Во-первых, они оценивают, насколько проект является востребованным на рынке. Во-вторых, предложенная бизнес-модель должна подтверждать его актуальность. В-третьих, тот сегмент рынка, в котором будет продвигаться проект, должен быть значительным.
«На какой стадии нужно инвестировать в проект? Есть статистика, согласно которой в горизонте 5 лет выживает каждый 20-й стартап. Если вы вкладываете в каждый из этих проектов по 50 тыс. долларов, то в итоге инвестируете миллион долларов. Если на этот миллион долларов вы хотите получить прибыль в размере 25% годовых и планируете выход из проекта через 5 лет, то спустя это время должны вернуть вложенные средства, плюс получить доход. Итого $2,25 млн», — подсчитал Мурат Юлдашев.
Однако из 20 профинансированных стартапов выживает один, то есть из миллиона долларов $950 тыс. уходит в никуда, и значит вложенные $50 тыс. должны принести тот самый доход в $2,25 млн, а стоимость проекта должна вырасти в 45 раз. Если инвестор входит в проект во время первого раунда финансирования, его доля составляет 5%, но во время следующего раунда она размывается до 2,5%.
«Тогда стоимость проекта должна вырасти в 90 раз (чтобы принести названную прибыль — ред.). Далее эта цифра умножается на коэффициент „оценка к продажам“, который в Казахстане примерно равен 1. Таким образом, объем продаж этого стартапа должен находиться на уровне $90 млн, а емкость сегмента рынка составлять $400−500 млн», — пояснил Мурат Юлдашев.
Понимание данной схемы поможет стартаперам взвешенно презентовать проекты потенциальным инвесторам, резюмировал он.
Новый проект KASE позволит казахстанским крупным инвесторам увеличить свои капиталы внутри страны, больше им негде этого добиться, заметил в свою очередь генеральный директор Smart point Амирхан Омаров. Основания так думать ему дает полученный в США инвесторский опыт. Самые хорошие стартапы там разбирают компании, которые присутствуют на венчурном рынке в течение последних 20−30 лет.
«Когда мы попытались выйти на американский венчурный рынок, нам сказали, что у казахстанских инвесторов не хватит денег на то, чтобы делать привлекательные предложения. Эта история о том, что когда казахстанский инвестор выводит капитал за рубеж, он делает это не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы сохранить свои деньги. Если он хочет разбогатеть за границей, у него ничего не выйдет. Поэтому расти кроме как в Казахстане, нам больше негде», — добавил он.