Для выживания во времена цифровой революции классическим банкам нужно меняться. Если еще вчера важным было персонализированное обслуживание в банковских отделениях «лицом к лицу», то сейчас на первое место выходит уровень «девайс к девайсу». Об этом говорили в Алматы участники конференции Profit Finance Day.
С банками может случиться ровно то же самое, что и с телеком-операторами. «Телекоммуникационные компании сейчас, по сути, продают только интернет-трафик, приложения — продукты других компаний, которые работают на этой инфраструктуре. С банками будет то же самое. Они будут открывать счета, делать проводки, сдавать отчетность перед проверяющими органами, а основная часть бизнеса уйдет в сторонние компании. Те банки, которые это понимают, создадут на своей базе всевозможные маркетплейсы и агрегаторы услуг», — таким мнением с участниками конференции поделился Алексей Евтушенко, исполнительный вице-президент, курирующий IT РосЕвроБанка.
Сейчас все больше людей уходят из классических офлайновых каналов. Понимая это, в мире начинают массово закрывать банковские отделения. Банк перестает быть местом, куда мы ходим, и становится тем, что мы делаем.
Скорость поведенческих изменений у клиентов постоянно растет, оставляя тем самым банкам все меньше времени на реакцию по адаптации бизнес-процессов и сервисов. «Чем дольше вы ждете и оцениваете ситуацию, тем больше окажется разрыв между ожиданиями клиентов и вашими возможностями», — пишет в своей книге «Банк 3.0» Бретт Кинг.
Скоро вообще останется два вида компаний: быстрые и мертвые, категоричен Алексей Евтушенко.
В Европейском союзе уже принят документ Payment Service Directive2 (PSD2), который имеет стратегические последствия. Согласно ему, банки будут обязаны предоставить доступ к счетам клиентов третьей стороне — внешним поставщикам. Он вступает в силу с 1 января 2018 года. Это значит, что крупные банки не смогут отказать любой финтех-компании напрямую обслуживать клиента без самого банка, и появится много стартапов, предоставляющих финансовые сервисы.
Так займут ли финтехи место банков? - на этот вопрос экспертам было предложено ответить на конференции Profit Finance Day:
Нариман Мукушев, управляющий директор по инновациям и IT АО «Казпочта»: «Клиенту будут нужны банковские услуги, но не банки. Мы не хотим быть конкурентами банкам, будем сотрудничать с ними, рассматриваем банки как партнеров, а не конкурентов. У нас уже есть банковские услуги, мы даем возможность финтехам предлагать свои услуги на базе наших API сервисов».
Вячеслав Александров, ведущий менеджер по развитию продукта Oracle Management Cloud: «Финтех-компании более быстрые, чем банкиры, но у них есть недостаток финансирования. Они менее регулируемые, но банки имеют бренд и отношение с клиентами, которых иногда финтехам не хватает. Моя позиция — будущее за партнерством и объединением. От банков в значительной степени будет зависеть, как они воспринимают финтехи — как конкурентов или партнеров».
Наталья Павлова, директор по решениям для финансового сектора Microsoft Центральная и Восточная Европа: «Еще год назад я бы сказала: да, финтехи займут место банков, но сегодня скажу нет. Займут место банков те банки, которые смогут адаптироваться к клиенту и развить свои технологии. Финтехи тоже становятся все более регулируемыми, у них недостаточно финансирования и нет истории взаимоотношений с клиентами, которая важна».
Дмитрий Шустер, директор Cisco Kazakhstan: «Будущее за гибридной моделью взаимодействия этих структур».
Алексей Евтушенко, исполнительный вице-президент, курирующий IT РосЕвроБанка: «Финтехи полностью не заменят традиционные банки, но займут определенную нишу и научатся партнериться и совместно зарабатывать деньги. Многие банки создадут свои внутренние финтехи, то есть произойдет коллаборация».