Экс-глава Capital Bank Kazakhstan Гани Узбеков считает, что государство не создало необходимой инфраструктуры для использования электронной цифровой подписи (ЭЦП). Он подчеркивает, при аудите финрегулятору все-еще необходим бумажный формат кредитных досье, хотя такие досье по законодательству РК уже можно вести только в электронном формате. Об этом экс-банкир заявил на конференции Risk Challenge MICRO 2017. Об этом сообщает
корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Гани Узбеков начал свое выступление с того, что решил узнать, кто из присутствующих на конференции имеет ЭЦП, таких оказалось немного — лишь единицы подняли руку. Экс-банкир также сознался, что у него хоть и имеется ЭЦП, но он ею не пользуется. «Это неудобно», — отметил Гани Узбеков.
Банкир сравнил электронную цифровую подпись с авто для которого так и не построены дороги.
«По сути ЭЦП — это колоссальный шаг вперед в области цифровизации, виртуализации. Но де-факто, ЭЦП не совсем облегчает жизнь пользователей финтехуслугами. Представьте, где-нибудь в удаленном ауле, где нет никаких дорог, одному из жителей этого аула подарили дорогой автомобиль, который развивает скорость до 200−300 км в час. Но, при этом в этом ауле нет дорог. То есть, казалось бы, автомобиль — это классная вещь, но на нем нельзя проехаться, потому что дня него не создана необходимая инфраструктура. Так вот задача государства как раз и заключается в том, чтобы построить дороги — инфраструктуру», — считает Гани Узбеков.
Он уточняет, что при возникновении спора между банком и заемщиком в суде, кредитный договор с ЭЦП может быть признан недействительным. «При выдаче онлайн займов, если возникает спор между банком и заемщиком, суд не будет иметь представление, как интерпретировать ЭЦП. И понятно, что когда банки понимают, что есть хоть незначительная вероятность того, что завтра суд может оспорить кредитный договор с ЭЦП, банки тратят меньше времени на продвижение ЭЦП в области финтеха», — подчеркивает Гани Узбеков.
Эксперт считает, что ЭЦП нужно сделать более доступной для всех казахстанцев. «По сути, когда есть ЭЦП, кредитное досье может быть виртуальным. Но когда регулятор осуществляет аудит банков, проверяет их кредитные досье, регулятор требует, чтобы кредитные досье лежали у него на столе в бумажном формате. Хотя законодательство позволяет, чтобы кредитные досье были только в виртуальном формате… Конечно, должно пройти время, чтобы ситуация изменилась», — отмечает Гани Узбеков.