В условиях экономической нестабильности, недостатка бюджетных денег, низкой эффективности госпрограмм нужен согласованный план, который объединит усилия всех ведомств, министерств и бизнес-сообщества. Со стороны ситуация выглядит таким образом, что финансовые и экономические власти не только выбрали для себя разные цели для дальнейших действий, но и не коммуницируют между собой. Мы видим отдельные меры от Миннацэкономики, отдельные – от регулятора, и ситуация скорее напоминает басню Крылова…
С начала кризиса в Казахстане сменились главы обоих ведомств – Данияр Акишев пришел в Нацбанк в ноябре прошлого года, а в мае министерство национальной экономики возглавил Куандык Бишимбаев. Опрошенные «Капитал.kz» эксперты уверены, что очевидных результатов взаимодействия двух структур нет.
Айдархан Кусаинов, генеральный директор компании Almagest не видит очевидных результатов взаимодействия двух структур. Причем этот вопрос поднимался и президентом. Однако вопрос даже не столько в коммуникации этих ведомств, считает экономист, сколько в отсутствии новой экономической политики страны, которая бы соответствовала нынешней ситуации. И если она не меняется, неважно коммуницируют правительство и Нацбанк или нет.
«Экс-министр экономики Ерболат Досаев заявлял о том, что новая экономическая политика до 2025 года будет представлена в середине этого года. И очевидно, что такие заявления не делаются без одобрения правительства, поскольку этот вопрос находится не в ведении одного министерства. Именно правительство должно было что-то сделать, и замена министра при этом не должна что-то принципиально менять. Но пока никаких действий от правительства нет, даже в части выполнения собственных обещаний», – отметил Айдархан Кусаинов.
Впрочем, и со стороны самого правительства нет понимания, как менять экономический курс.
«Кстати, регулятор проводит правильную политику и не должен ее менять в угоду тому провальному экономическому курсу, который был. Мы видели, как два года, когда мы вошли в кризис, экс-глава НБ РК Кайрат Келимбетов подыгрывал правительству, бессмысленно удерживая курс и ставки на низком уровне, что привело к растрате средств Нацфонда и усугублению проблем», – подчеркнул экономист.
В целом, по словам экономиста, выбранные ориентиры – рост ВВП и удержание инфляции – неверные для успешного выхода из кризиса. Сегодня важнее создать нормальные социально-экономические условия. Например, инвестировать в развитие инфраструктуры и заморозить тарифы для населения и малого и среднего бизнеса. «Понятно, что у населения будут падать заработные платы, но их покупательная способность не будет снижаться. То есть люди не будут так стремительно беднеть», – подчеркнул экономист.
В части налоговых изменений Айдархан Кусаинов считает, что сегодня самое время вводить прогрессивный подоходный налог и налог на роскошь. «Богатые должны платить больше, и не стоит бояться того, что они уедут, потому что при падении экономики они и так будут искать другие тихие гавани. «И сегодня рост ВВП или таргет по инфляции не главное, самое важное – улучшение экономических условий для всех граждан. И я здесь говорю не с точки зрения популизма, а с четких прагматических экономических позиций», – отметил экономист.
Экономист Магбат Спанов считает, что между Нацбанком и экономическим блоком нет совместной работы, как, впрочем, и внятных решений. «Эти структуры существуют как лебедь, рак и щука. Нацбанк в силу своих полномочий пытается держать инфляцию, но опять же во время обсуждения на полугодовом заседании правительства было объявлено о том, что она составила 5,2%. Но инфляция считается по годам. Даже если посмотреть на антикризисный план, он был принят в марте этого года, это поздно. Я не вижу никаких действий, которые привели бы к каким-то результатам, одни разговоры», – высказался экономист.
Айвар Байкенов, начальник отдела управления активами «Казкоммерц Секьюритиз», считает, что сегодня Нацбанк полностью сосредоточился на политике инфляционного таргетирования, стабилизации ситуации на денежном и валютном рынках, а также на снижении уровня долларизации. При этом какие-то меры по непосредственному стимулированию экономики через денежно-кредитную политику не применяются. В условиях, когда мы наблюдаем в стране кризис и недостаток бюджетных денег, а эффективность госпрограмм по развитию невысокая, необходим согласованный набор механизмов по улучшению макроэкономической ситуации.
«Мы видим отдельные меры от Миннацэкономики, отдельные – от регулятора, но сейчас отдельных действий каждого недостаточно. Здесь нужна совместная работа Нацбанка и Минэкономики. Фискальное стимулирование отчасти происходит, но с учетом того, что ситуация сложная, было бы не лишним добавить и инструменты монетарного стимулирования. Очевидно, что экономике сейчас нужны доступные кредитные ресурсы, но высокие ставки, которые удерживает регулятор, не дают стимулировать кредитование», – пояснил Айвар Байкенов.
«Каждый госорган действует в рамках своего мандата, но Нацбанк на бумаге не должен стимулировать экономику. У него имеются свои четкие задачи по инфляции и по ставкам. Со своей стороны Нацбанк предоставляет определенную поддержку экспортерам и бюджету, обеспечивая слабость курса тенге и препятствуя его укреплению. Возможно, в следующем году внимание переключится на стимулирование экономики, и в частности, на ставки кредитования экономики. До конца года снижение базовой ставки, вероятно, будет, но не столь агрессивным – возможно, на 1%. У Минэкономики тоже есть неиспользованные инструменты, в частности налоговые стимулы (снижение ставок, налоговые каникулы), но пока этот арсенал не применяется. Опять же в Минэкономике балансируют между дефицитом бюджета и налоговыми поступлениями. Но в условиях, когда ситуация сложная, желательно, чтобы все-таки была совместная политика. Но в любом случае Нацбанк должен оставаться независимым институтом», – уверен начальник отдела управления активами «Казкоммерц Секьюритиз».
«По большому счету никаких согласованных заявлений об экономической политике от правительства и Нацбанка не было, так, если они и взаимодействуют, то очень скрытно», – подчеркнул Жарас Ахметов, директор ТОО «Oil Gas Project». Относительно разных целей этих ведомств, по словам Жараса Ахметова, переход на инфляционное таргетирование – общая цель и для Минэкономики, и для Нацбанка, эта задача была поставлена президентом. Впрочем, как и рост ВВП. Нацбанк, например, должен стимулировать экономику через какие-то инструменты денежно-кредитной политики. В любом случае, по его словам, любая экономическая программа должна быть комплексной, которая определит взаимодействие всех министерств, ведомств и бизнес-сообщества. «Отдельные действия отдельных ведомств ничего не решают, а, наоборот, будут вредить. Повторюсь, необходима комплексная программа», – резюмировал Жарас Ахметов.