Директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz прокомментировала ситуацию на валютном рынке. По двум главным факторам, от которых зависит благополучие тенге, сегодня очевидны пессимистичные прогнозы. А спасать нацвалюту от обрушения в этот раз у властей возможности нет.
Первый аргумент не в пользу национального тенге – дешевеющая нефть. Это, в свою очередь, стало последствием выхода на мировой рынок иранской нефти, считает Меруерт Махмутова. Обвал цен на черное золото ввиду высокой зависимости отечественной экономики от нефтяных котировок и повлекло обесценивание тенге.
«Цены на нефть оказывают давление на обменный курс, потому что, напомню, у нас девальвация является самым надежным способом пополнения бюджета. Сырье торгуется за доллары. Если обменный курс у нас идет в сторону ослабления тенге, получается, что в бюджет поступает меньше долларов. И, соответственно, нужно корректировать и увеличивать доходы бюджета», - говорит Меруерт Махмутова.
Другой фактор, играющий также против валюты Казахстана, – российский рубль. По некоторым прогнозам, уже к осени рубль девальвирует на 15%, планомерное ослабление валюты РФ можно наблюдать уже сегодня. Это, безусловно, также скажется на поведении тенге, который, как показывают опыт и практика, «зеркалит» валютный сценарий России.
«В целом негативные тенденции в экономике России нарастают, поэтому если российский рубль будет ослабляться, то держать тенге с фиксированной отметки, как это происходило, например, с декабря 2014 по август 2015 годов, когда мы тратили золотые резервы, средства Нацфонда, напомню, тогда президент сказал потратить 28 миллиардов долларов на поддержку фиксированного курса, то сейчас у нас таких денег нет. Держать курс никто не будет, поэтому тенге будет колебаться вслед за рублем. Рубль будет ослабляться - тенге тоже», - объясняет директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
Обозначая корень проблем отечественной экономики, эксперт признает, что ее мнение здесь не оригинально: все беды от низкой дифференцированности. В качестве примера Меруерт Махмутова приводит Норвегию, которая также считается нефтезависимой страной и где четверть ВВП, как и в Казахстане, приходится на нефть. Но при этом ровно на столько же бюджет Норвегии «питает» рыбная отрасль. Уровень развития сельского хозяйства Казахстана пока не предполагает аналогичных объемов.