USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

В кризис уровень сервиса покажет, успешен банк или нет

Казком открыто о своих слабых сторонах и новых возможностях

Share
Share
Share
Tweet
Share
В кризис уровень сервиса покажет, успешен банк или нет- Kapital.kz

Мы видели множество примеров того, как крупнейшие бизнес-империи, завоевав лидирующие позиции, почивали на лаврах вместо дальнейшего развития и улучшения. Но в условиях жесткой конкуренции качественный сервис является более мощным конкурентным преимуществом, чем, возможно, даже качество продукта или его стоимости. Банкиры, которые это понимают и все свои средства направляют на борьбу за позитивное впечатление клиента, на правильном пути. Корреспондент «Капитал.kz» обсудил с Адилем Батырбековым, управляющим директором Казкоммерцбанка, уход от «хамского» сервиса в банковском секторе в сторону клиентоориентированности, а также итоги слияния БТА и ККБ и создание одной из крупнейших филиальных сетей среди банков.

- После объединения с БТА проблем в сервисе у Казкома прибавилось и бывшие клиенты БТА отмечают снижение качества сервиса. Чем вы это объясните?

- После покупки БТА мы стали крупнейшим банком в стране по активам и вторым – по количеству отделений. И оказались в ситуации, когда все наши старые планы и стратегии потребовали пересмотра. Поэтому одним из первых шагов был пересмотр корпоративной стратегии. Этот проект уже близится к своему завершению и включает несколько направлений, одним из которых является программа трансформации в сторону клиентоориентированности. Для этого мы привлекли мирового лидера в области управленческого консалтинга McKinsey & Company.

Дело в том, что филиальные сети Казкома и БТА были разными с точки зрения бизнес-моделей, сотрудников, продуктов, информационных систем и даже цветовой гаммы. И перед нами стояла задача – быстро и безболезненно для клиентов интегрировать эту сеть и сделать ее гомогенной. Этого перехода наши клиенты почти не заметили, и мы считаем это достижение результатом правильно организованного процесса. Однако за кулисами осталась огромная работа. В течение месяца были переоборудованы более 150 отделений. Самый сложный процесс проходил внутри информационных систем, в части переобучения персонала, синхронизации клиентской базы. На наш взгляд, это произошло гладко и автоматически. Но это был лишь первый шаг.

В какой-то момент я лично стал получать сигналы о том, что одни отделения работают лучше, другие хуже. Стали разбираться и выяснили, что многое зависит не от того, как организован процесс, а от того, какой в том или ином отделении организаторский талант у конкретного начальника. Но это неправильно. Мы поставили перед собой задачу – привести обслуживание во всех отделениях к единому стандарту, при этом повысив его уровень. В этот проект мы привлекли еще одну команду консультантов – PricewaterhouseCoopers, которая имеет огромный опыт в подобных проектах на территории СНГ и за рубежом.

- Всерьез занялись своим сервисом? С чего начался этот проект?

- В первую очередь мы посмотрели на дружелюбность наших банковских процессов. Как быстро клиент может получить необходимую ему услугу или консультацию. В итоге мы пересмотрели более 20 основных банковских процессов, упростили и сделали их менее затратными с точки зрения времени и усилий. При этом команда консультантов «высадилась» в наших отделениях, чтобы на месте понять, что там происходит. После этого они предложили варианты, как преобразить отделения – начиная от расположения мебели и заканчивая увеличением числа терминалов самообслуживания. Эта работа проводилась в течение нескольких месяцев в наших 4 пилотных отделениях и уже сегодня есть первые результаты проекта.

- И каковы они?

- Для сравнения: до запуска проекта лишь 44% клиентов обслуживались менее чем за 10 минут. А большая часть, а это 56%, ожидали своей очереди больше 10 минут. После внедрения трансформации только за первые четыре недели уже 90% клиентов стали ожидать своей очереди меньше 10 минут. Это значит, что скорость обслуживания увеличилась в 2 раза. При этом время ожидания сократилось более чем в 4 раза. Эти показатели не могут нас не радовать.

- За счет чего это произошло?

- Как оказалось, рецепт достаточно прост. Например, важна правильная организация обеденных перерывов у банковских сотрудников. Именно в это время клиенты чаще всего посещают банк для проведения своих операций. Но именно в этот момент часть сотрудников тоже уходят на обед. В итоге внедрение таких вещей, как доукомплектация персонала и разнесение времени обеда, правильная организация, позволило эту нагрузку сразу снять.

Также мы отследили, сколько времени у каждого операциониста занимает проведение той или иной операции. Я сам часто сталкиваюсь с тем, что в магазинах, супермаркетах вместо пяти установленных касс, например, работает только одна, или, что еще возмутительнее, работают 4, но из них двое или трое кассиров занимаются своими делами. У любого человека возникает вопрос: а что вы там делаете, господа? Понятно, что у операционистов есть дополнительные функции, они должны после транзакции заархивировать, отсортировать документы, но ведь это можно делать в конце рабочего дня. Так мы и поступили.

Параллельно мы стали больше внимания уделять информированию клиентов о возможностях самообслуживания. На входе клиента встречает менеджер-консультант, который уточняет цель его визита в банк и советует, как лучше осуществить ту или иную операцию. Зачем тратить время в очереди, если эту услугу можно осуществить через банкомат, терминал или интернет-банкинг? Как только мы ввели такую позицию, клиенты с удовольствием стали учиться и делать часть операций самостоятельно. Эти небольшие изменения привели к увеличению наших показателей. Сейчас данная программа внедрена в 24 отделениях Алматы из 49. Пилотный запуск прошел и в Караганде, там охвачено порядка 16 отделений. Теперь процесс начинается и в Астане. Так постепенно мы охватим всю филиальную сеть по стране.

Но это лишь первая часть нашей работы... Помимо этого, есть еще два больших блока, которые сопровождают процесс улучшения качества обслуживания.

Первый – это обучение сотрудников. Наши консультанты из PwC привезли из Москвы порядка десяти тренеров, которые по всему Казахстану обучают наших сотрудников единым стандартам продаж и обслуживания, а также учат, как правильно организовать свой рабочий процесс и обслужить клиентов. На сегодняшний день обучение прошли 1500 сотрудников, всего же будет охвачено 2700. Предполагаем, что в течение четырех месяцев эта программа будет завершена.

Наши консультанты также запустили проект тайного покупателя, продолжая традиционно обзванивать клиентов. Три недели назад мы обсуждали результаты нашей реформы, и я очень позитивно оцениваю их. Я не говорю, что все уже идеально, но улучшения существенные есть.

Третий большой блок – это мотивационная программа для сотрудников. Понятно, что энтузиазм и профессионализм важны, но немаловажна и финансовая составляющая. Почему тот, кто хорошо обслуживает и показывает высокие коммерческие результаты, должен получать столько же, сколько и тот, кто это делает неважно? Мы решили поощрять сотрудников, которые работают хорошо. Но это только на словах легко внедрить систему мотивации, а когда речь идет о 3000 сотрудниках… Это сложнее и требует наладки информационных систем. В 35 отделениях мы запустили пилотную мотивационную программу и в ближайшее время охватим все отделения.

В итоге у нас будет, с одной стороны, правильно организованное пространство отделений и выстроенные процессы, с другой – обученный и замотивированный персонал, и с третьей, конечно, контроль. Это лучший рецепт для улучшения качества. Но пока это все в процессе внедрения, я не могу позвать всех наших клиентов в отделения, чтобы оценить улучшения, пока только в пилотные в Алматы и Караганде, которые я назвал. Но этот день не за горами. И когда мы завершим трансформацию, то, судя по сегодняшним предварительным данным, результаты будут впечатляющими.

Мы прекрасно понимаем, что лидерские позиции, которых мы достигли после объединения с БТА, требуют от нас еще больших усилий, чтобы не просто удерживать, а усиливать эти позиции. Мы хотим, чтобы клиенты, помимо наших прочих преимуществ, выбирали нас еще и из-за хорошего сервиса.

- Но своевременно ли было разворачивать такую масштабную программу в период кризиса? Лидерские позиции за вами, можно же было дождаться окончания экономической турбулентности…

- Эта программа началась в середине прошлого года – тогда общая экономическая ситуация была несколько иной. Впрочем, любой экономический спад – не повод откладывать важные изменения. На мой взгляд, кризис не мешает, а, более того, способствует саморазвитию. Когда у тебя нет суперагрессивных планов по общему росту бизнеса, потому что кризис – то самое подходящее время сосредоточиться на, скажем так, «узких местах». Кстати, даже в кризис качество сервиса настолько важно, что оно может определить разницу между успешным банком и не очень. Поэтому у акционеров и руководства Казкоммерцбанка есть понимание, что этот проект наиболее важный, если не сказать, первостепенный.

- Вы привлекли иностранных консультантов и, очевидно, что это не дешевое удовольствие…

- Мы очень довольны работой консультантов. Понятно, что ты можешь что-то сделать сам, но это, во-первых, долго, а во-вторых, не гарантирует, что будет дешевле. Возможно даже, что это будет дороже, потому что в процессе проб и ошибок ты будешь за каждую ошибку платить расходами и временем. Лучше привлечь профессионалов, которые уже прошли этот путь и получили тот огромный багаж знаний, которые теперь доступны и тебе. И одно из таких подтверждений – то, что мы реорганизацию сети планируем провести за один год.

- Когда будет запущена вся программа?

- По нашим ожиданиям, в октябре этого года.

- Когда такой крупный игрок, как Казком, мало того, что находится в процессе, так сказать, «переваривания» другого банка, а параллельно и работает над своими слабыми сторонами, это непросто. Какие трудности были при внедрении этого проекта и возможно существуют до сих пор?

- Самое сложное было начать всю эту трансформацию. Не каждый готов честно признать свои слабые стороны и начать над ними работать. Но когда решение принято – деваться некуда и все сотрудники вливаются в процесс. Поэтому, на мой взгляд, именно это было самым трудным…

- Как вы уже отмечали, Казком после объединения с БТА стал крупнейшим банком в стране. С одной стороны, вы флагман банковского сектора, но с другой – это огромная ответственность перед государством, акционерами, клиентами. Любой ваш шаг оценивается крайне критично. Как намерены нести это бремя?

- В нашем банке более двух миллионов клиентов-физических лиц. По депозитной базе мы – номер один среди банков, по розничному кредитованию мы меньше, но тоже на лидирующих позициях. Поэтому стратегия дальнейшей работы с физическими лицами – это огромный предмет рассмотрения внутри банка. Если в общих чертах, то мы видим, как уровень проникновения новых средств коммуникации растет и меняет финансовый мир. Мы ориентируемся на мировых digital-лидеров и стараемся поспевать за ними. По развитию и функционалу интернет-банкинга, мобильных приложений мы, безусловно, лидируем.

Хотя конкуренты не дремлют, и для нас наращивание технологического лидерства – важная часть стратегии развития. Но это вовсе не означает, что физические отделения станут неактуальными через год. В течение 3-5 лет традиционный банкинг все еще будет основным каналом обслуживания для нас.

- Можно ли назвать все эти процессы, которые происходят в Казкоме, неким переломным моментом в истории банка?

- Не буду отрицать, что в банке проходит ряд изменений, которые в итоге приведут к тому, что клиенты будут получать лучший сервис, сотрудники будут более мотивированными, а все процессы упростятся и ускорятся.

Есть очень хорошая фраза, которую часто повторяет наш председатель совета директоров Марк Хольцман и которая, как мне кажется, отражает нынешнюю ситуацию в банковском секторе. Звучит она так: «За следующие 10 лет банкинг изменится больше, чем за последние 150 лет». Это некая эволюция, которая произойдет достаточно быстро и мы к этому готовы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.