Саммите «2016 CFO Idea Exchange-Networking Event», который прошел в Алматы, собрал в одном месте прогрессивные умы Казахстана… Это и известные финансисты, и СЕO крупнейших компаний, и даже экс-председатели Национального банка РК, которые возглавляли главный банк страны в самые разные, порой кризисные, периоды трансформации экономики страны.
Известный политолог Досым Сатпаев модерировал одну из самых захватывающих панельных дискуссий «Экономический ледниковый период. Как выйти из рецессии». Он уточнил, что ему понравилось сравнение финансовых директоров с агентами 007, которое привел CEO Группы компаний Centras Ельдар Абдразаков, открывавший саммит своей презентацией. «… В принципе, думаю, что название нашего форума нужно было также поменять – «Умри, но не сейчас», - провел аналогию политолог.
Итак, Досым Сатпаев решил задать присутствующим экс-председателям Нацбанка один из острых вопросов. «Давайте представим, что в Казахстане решили открыть музей, посвященный финансово-экономической истории Казахстана и там есть только два зала: зал успехов и зал ваших провалов… По какому экспонату вы в эти залы расставите?», - спросил политолог.
Кайрат Келимбетов, который возглавлял Нацбанка с 2013 года по 2015 год четко дал понять, что ранее была выбрана правильная валютная политика страны.
«В зал успеха – переход от фиксированного курса к инфляционному таргетированию, этот процесс займет достаточно много времени… Например, в Чили он занял 5-7 лет, во многих странах он занимал и больше времени… На недавней встрече G20, буквально на прошлой неделе, выступал глава МВФ, он сообщил, что более гибкий обменный курс для развивающихся рынков единственный способ отвечать на все те шоки, которые возникают. Какие будут возникать шоки трудно предсказать, по крайней мере, те, которые мы видим, мы к ним готовы», - уточнил Кайрат Келимбетов.
Он вспомнил и кризисные годы. «Зал провала – это кредитный бум 2004-2007 годов, когда была голландская болезнь в голове у каждого из здесь присутствующих (на саммите - Ред.), когда все строили дома, раздавали кредиты, брали деньги за рубежом и в итоге нарастили задолженность до 40 млрд, потом два из четырех системообразующих банка чуть не обанкротились… Государство вмешивалось, потратило свои деньги, вело переговоры с теми, кто предоставлял кредиты, была реструктуризация долга и, если честно, мы последствия этого бума, наверное, может быть, еще не преодолели до конца. У нас уровень плохих кредитов до самого последнего времени был больше 10%, находился в коридоре 20-30%. Это можно вспоминать еще долго, потому что это наша история Lehman Brothers», - отметил Кайрат Келимбетов.
Кадыржан Дамитов, также поделился своим мнением. «Я во многом согласен с тем, что рассказал Кайрат Нематович, но, чтобы не повторятся, скажу, что в зал славы я бы поместил реформы банковской системы в период, когда я работал в Национальном банке. В тот период (1998-1999 годы – Ред.) произошла очистка этого сектора. Эта система конца 90-ых годов – одна из лучших систем в странах бывшего Советского Союза. Из неудач, на тот момент была такая вещь как «межзачет», когда правительство пыталось решить проблемы неплатежей таким своеобразным способом. В итоге все это вылилось в необеспеченную эмиссию и, соответственно, привело к падению курса нацвалюты», - отметил он.
Экс-председатель Нацбанка, который возглавлял главный банк в 2004-2009 годы Анвар Сайденов, поделился своим мнением. «Я также подумал о тех успехах и неудачах, которые вы г-н Дамитов, упомянули…. Если говорить о зале успехов, то я бы выделил выстраивание казахстанской финансовой системы, прежде всего банковской, встраивание международной финансовой системы, импорт лучших технологий, принципов, подходов, обучение кадров… А неудача в том – перенимая лучший опыт и международный опыт его не довели до конца, поскольку банки превратившись в серьезный фактор роста нашей экономики, они не уделяли принципам корпоративного управления, оценке рисков (больше времени. – Ред.). Это, возможно, привело к тем проблемам, которые возникли в период кредитного бума. Это два зала, которые связаны между собой коридорчиком», - заметил банкир.
Ораз Жандосов, который был главным банкиром страны в 1996-1998 годы поделился своими выводами. «Если честно, сложно ответить на этот вопрос…. Преимущественно в основной круг моих знакомых входят прозаические финансисты и экономисты. Они спрашивают у меня, просят объяснить… Говорят: «Что у вас за страна, когда у вас у крупнейшего банка страны рейтинг «ССС». Я на самом деле этого не могу объяснить никак. Наверное, мой кирпичик в достижении сегодняшнего состояния есть, поэтому успехи сильно довлеть, честно говоря, не хочется. Был период, когда, наверное, удалось уйти от государственной формы собственности коммерческих банков и в то же время не перейти к олигархической форме собственности и когда председателю Нацбанка мог позвонить только президент…И самое принципиальное – какова доля сбережений населения в нацвалюте к проценту к ВВП этот KPI не обманешь и в принципе он сам за себя говорит…»,- отметил Ораз Жандосов.