USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
95967.20$
-2114.200

В других тонах

Производителям красок не хватает раздолья

Share
Share
Share
Tweet
Share
В других тонах- Kapital.kz

Лакокрасочная отрасль остается одной из наиболее монополизированных областей в мире. Глобальные игроки традиционно остаются лидерами в производстве эмалей и красок, с которыми чуть менее крупным компаниям тяжело тягаться. Такое положение дел накладывает двойное бремя на отечественных производителей, они вынуждены бороться за место под солнцем не только с местными компаниями, но и с мировыми, а также с российскими компаниями, которые постепенно заполняют нишу своей продукцией.

Рост без надрыва

Если ссылаться на данные игроков, рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) в прошлом году в Казахстане оценивался в эквиваленте от 90 тыс. до 120 тыс. тонн краски. «Из них на долю красок приходится примерно 73 тыс. тонн, еще около 5 тыс. тонн занимают декоративные краски и штукатурки. Остальное занимают вспомогательные продукты – клей ПВА, шпатлевки, эмали, лак, грунтовки, санирующиеся средства», – приводят данные генеральный директор Alina Trade Александр Фролкин.

По словам Антона Пешкова, генерального директора «Тиккурила Казахстан», рынок ЛКМ будет расти на 6% в год, что обеспечит местным производителям устойчивое развитие в условиях меняющегося рынка. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, за прошлый год в Казахстан было импортировано краски на сумму порядка $76,2 млн, из которых $35,9 млн – это импорт из стран Таможенного союза. Здесь нужно отметить, что импорт красок и эмалей из России и Беларуси снижается. После создания ТС в 2011 году импорт составлял порядка $56,8 млн, но уже на следующий год показатель опустился до $41,7 млн. В целом импорт ЛКМ из стран ТС занимает ровно 50% от общей доли рынка. Также значительные доли у финских (13%) и итальянских производителей (9%).

«Сегодня в стране работают более 15 производителей ЛКМ, из которых пяти принадлежит доля рынка в 35-45% и еще 5-6 принадлежат остальные 10-15%. Часть ЛКМ приходит за счет импорта. Основные игроки –Alina paint, Gaudipaint, «Радуга» и «Ремалюкс». Местные игроки производят практически все виды ЛКМ (фасадные, интерьерные, декоративные, эмали, лаки и пр.). По качеству некоторые местные производители не уступают европейским заводам. Наши производители менее конкурентны в маркетинге в широком смысле этого слова», – отмечает исполнительный директор Gaudi Paint Жаксылык Курманалин.

В свою очередь экспорт казахстанской продукции в основном приходится на Киргизию ($0,1 млн за прошлый год). Общий объем экспорта составляет $0,2  млн за вышеуказанный период. Экспорт красок в ТС незначителен.

Рентабельность производства красок достигает 15%, но тут стоит отметить, что цена за конечный продукт может превышать его первоначальную стоимость до 30%. Получается, что местный продукт выглядит не столь привлекательно на фоне более дешевого иностранного. Хотя в целом эксперты сходятся во мнении, что местный рынок ЛКМ находится на высоком уровне, и утверждают, что рынок насыщен продуктами из всех ценовых сегментов.

«Предпочтения по цветовой гамме, методу и качеству нанесения краски в западных странах отличаются от тех, что у нас. Возможно, по этой причине на западе здания смотрятся интереснее и красивее. В Казахстане есть несколько основных ходовых цветов, которыми пользуются почти все. Лишь в последние годы я начал замечать разноцветно, интересно покрашенные детские сады, школы. В этом плане нашим архитекторам, наверное, следует проявить фантазию и убедить заказчиков выбирать другие интересные цвета при покраске зданий. По-моему, недостатка в выборе ЛКМ в Казахстане нет, есть недостаток в методах и в качестве нанесения ЛКМ (особенно декоративных) и в выборе цветов», – говорит Курманалин.

Что импортеру хорошо…

Производители красок повсеместно сталкиваются с нехваткой квалифицированного персонала, относительно маленьким объемом рынка и извечной проблемой логистики, которая существенно затрудняет ведение бизнеса. Ситуацию для местных производителей осложняет факт создания Евразийского экономического союза, так как в связи с этим отечественные производственные компании больше потеряли, чем приобрели.

«Время идет и казахстанским производителям в существующих реалиях очень редко удается произвести что-то лучше и дешевле, чем это сделают в России. Про более продвинутые страны ЕС, Азии говорить даже не приходится. Сегодня выгод от вхождения Казахстана в ЕАЭС мы не видим. ЕАЭС хвалят бизнесмены, которые импортируют из России ТНП и являются их дистрибьюторами. Противниками являемся мы, местные производители. Некоторые российские компании уже начали открывать свои филиалы в Казахстане и продают продукцию сами, без участия местных бизнесменов-импортеров и без их маржи, что делает их продукцию еще дешевле», – дает свою оценку ситуации Курманалин.

По его словам, если сценарий развития ситуация останется прежним, государство в первую очередь может недополучить налоговые поступления от местных производителей, а также столкнется с проблемой безработицы в связи с закрытием некоторых местных предприятий.

«Что касается вступления в ЕАЭС – конечно, как и все казахстанские производители, мы столкнулись с определенными проблемами, особенно в северных регионах страны. Но сразу уточню: речь не столько о вступлении в ЕАЭС в целом, сколько о падении курса рубля относительно тенге. Раньше у нас с российскими компаниями была конкуренция на равных, выдерживался паритет цен. За счет высокого качества казахстанские производители удерживали позиции и лояльность клиентов. Теперь за счет разницы в курсе преимущество импортируемых из России ЛКМ становится значительным», – отмечает Александр Фролкин.

Другой эксперт, Антон Пешков, напротив, утверждает, что «логистическая составляющая в Казахстане развивается, и мы все, что можем, стараемся делать своими силами, то есть обеспечивать сервис клиентам, обеспечивать своевременную доставку».

b69d1cb9a4a9579a71c81a0770c.jpg

Перспективы развития иностранных компаний на местном рынке гораздо более радужные по нескольким причинам. Объем производства и продаж всех казахстанских производителей составит незначительную часть материнских компаний иностранных производителей, сырье иностранные производители покупают значительно дешевле, чем местные производители, и, соответственно, себестоимость продукции также будет ниже. Местные производители в свою очередь жалуются на высокие кредитные ставки, но другого выхода пока не предвидится.

«Опыт ведения бизнеса у иностранных производителей колоссальный. В то же время самый старый местный производитель ЛКМ может похвастаться всего лишь 16-18-летней историей. У местных производителей есть шанс конкурировать с мировыми брендами, если они последуют примеру казахстанских банков и возьмут курс на объединение», – говорит Курманалин.

Спикер полагает, что за счет слияния компаний можно оптимизировать часть расходов и усилить свои позиции, так как иностранные производители могут вытеснить местных. Ряд отечественных компаний по производству ЛКМ условно разделили рынок по ценовому сегменту и стараются удержать занятые позиции. Некоторые специализируется на выпуске дорогой и качественной продукции, другие производят дешевую продукцию в больших объемах, остальные держат позиции в отдельных регионах благодаря местным дистрибьюторам.

Если учитывать тот факт, что себестоимость производства сырья достигает 65%, а большая часть компонентов эмалей и красок представляет собой иностранное сырье, то поддержка и защита местного производства, а также скорейшее импортозамещение выглядит как наиважнейший факт для дальнейшего развития этого рынка.

«Соотношение людей, занятых на производстве, во много раз превышает количество занятых в торговых компаниях. Экономический эффект в смежных отраслях от производственных компаний также в разы превышает эффект от торговых компаний. Все эти проблемы государство видит, вопрос только, когда и какие более существенные меры оно предпримет», – говорит Курманалин.

Заполняя нишу

Сильного изменения соотношения долей между местными и иностранными производителями ожидать не приходится. Однако конкуренция на рынке ЛКМ остается высокой, так как растет количество производителей и различных торговых марок. Местный рынок характеризуется не только ограниченным ассортиментом, но и более низкой ценой на ЛКМ по отношению к некоторым иностранным производителям. Напротив, зарубежные компании чаще всего занимают уровень премиум-класса, уровень экономкласса представлен редко. Условно потребителей ЛКМ можно разделить на две группы: 80% – это единичные покупатели, приобретающие краску для собственных нужд, и 20% – это профессиональные строительные бригады.

«Прогнозы оптимистичные, но с наличием умеренных спадов и подъемов. Оптимистичный прогноз в первую очередь связан с тем, что жилищное строительство будет расти. Кроме того, в отдельных регионах качество жизни постепенно улучшается и вместо традиционной покраски стен известью люди начинают использовать ЛКМ.

Новые игроки пришли. Насколько мне известно, в Алматинской области в ближайшее время открывают свое производство две иностранные компании. Эти компании – довольно серьезные производители. Открытие ими производственных мощностей в Казахстане подтверждает оптимистичный прогноз», – резюмирует Курманалин.

По данным Global Industry Analysts, к 2017 году объем мирового рынка лакокрасочных материалов в стоимостном выражении составит около $107 млрд (8,7 млрд литров). Факторами, способствующими росту производства, будут оставаться рост и развитие строительной отрасли, новые рецептуры и технологии производства, и, как следствие, повышение уровня конкуренции среди производителей. Азиатско-Тихоокеанский регион будет оставаться крупнейшим рынком сбыта для покрытий во всем мире. Темп роста к указанному периоду должен составить порядка 5,1%.

Coatings World в своем отчете за прошлый год пишет, что лидером по производству ЛКМ по-прежнему остается нидерландский гигант Akzo Nobel с оборотом в $13,3 млрд. В тройку лидеров также входят американская PPG ($12,8 млрд) и Henkel (Гемания) с оборотом в $11,2 млрд за 2014 год.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.