USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96978.70$
-100.800

Нефтеналоги: кто получит выгоду?

Нефтедобывающие компании Казахстана ждет изменение налоговой нагрузки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нефтеналоги: кто получит выгоду?- Kapital.kz

Нефтедобывающие компании Казахстана ждет изменение налоговой нагрузки. Специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минэнергетики, Минфина, Миннацэкономики, ассоциации KAZENERGY и нацкомпании «КазМунайГаз», изучает в связи с этим три вопроса. Это возможность применения льготной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по низкорентабельным месторождениям, возможность зачета недропользователям экспортной таможенной пошлины (ЭТП) при уплате рентного налога и возможность разработки методики исчисления ЭТП на нефть с привязкой к мировой цене на «черное золото».

Необходимость налоговой оптимизации для нефтедобытчиков, как объяснил Узакбай Карабалин, первый вице-министр энергетики РК, основана на том, что большая часть казахстанских месторождений находится на поздней стадии разработки – общемировое снижение стоимости сырья отрицательно влияет на эффективность нефтедобычи. Плюс к этому сейчас добывается нефть, которая залегает на глубине 5-6 км, зачастую имеет различные примеси и обладает различными степенями вязкости – это увеличивает ее себестоимость. Оптимизация налогов, как предполагается, позволит снизить нагрузку на добывающие компании, пока цены остаются низкими при высокой себестоимости, и даст возможность недропользователям выполнить свои контрактные обязательства.

Себестоимость набирает доллары

Осенью прошлого года Узакбай Карабалин озвучил цифру: средняя себестоимость добычи казахстанской нефти составляет $50 за баррель. Конечно, это «средняя температура» по двум сотням казахстанских месторождений, в отдельных случаях, отметил первый вице-министр энергетики, она «может зашкаливать в ту ли другую сторону». Для сравнения: в Саудовской Аравии на получение одного барреля тратится $4-5, в Венесуэле – менее $12.

Как пояснили деловому еженедельнику «Капитал.kz» Жарас Ахметов, директор компании OilGasProject, и Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST, себестоимость проданной нефти складывается из нескольких факторов, определяемых в первую очередь геологией, географией и химией – эксплуатационных расходов, амортизации, коммерческих и логистических расходов, налоговых платежей.

Так, эксплуатационные расходы на самом месторождении, которые зависят от способа добычи нефти, ее химического состава, дебита и состояния скважин, для Казахстана колеблются в пределах $5-7 за баррель. Если говорить об амортизационных расходах, а нефтяная отрасль самая капиталоемкая в казахстанской экономике, то капитальные затраты на разведку, освоение и обустройство месторождения, в зависимости опять же от геологических, географических особенностей и химического состава нефти, могут составлять от нескольких десятков миллионов до нескольких миллиардов долларов. Например, Кашаган – к настоящему моменту этот проект уже потребовал примерно $140 млрд. Амортизация капитальных затрат проводится, как правило, пропорционально извлекаемым объемам нефти. Для Кашагана, по расчетам аналитиков, она составит $20 на баррель (извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 7 млрд баррелей). По всей нефтяной отрасли Казахстана этот показатель лежит между $10 и $20 на баррель. Через амортизацию в стоимость нефти попадают и единовременные налоги – обязательства на них возникают в момент подписания контрактов на недропользование. Их доля в затратах составляет 0,1-0,3%.

Скидки для «старичков»

Но Кашаган – это новый проект, а высокую себестоимость имеет нефть, добываемая на старых месторождениях. Таких в Казахстане очень много, особенно на Западе, в Урало-Эмбинской зоне. По мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики МОН РК, именно их коснется планируемая оптимизация налогообложения, в частности, применение льготной ставки НДПИ. Снижать налоги для компаний, которые работают в сложных условиях на малодебитных месторождениях, получают трудноизвлекаемую нефть, – правильно, уверен эксперт. Потому что одно дело, когда добываются десятки миллионов тонн, как, например, на Тенгизе, и другое – когда речь идет о 200-300 тыс. тонн. Нужен дифференцированный подход.

Более того, за счет налоговых преференций, по мнению аналитика, можно получить дополнительную выгоду. «В западном Казахстане есть месторождения – Доссор, Сагиз, Макат, которые работают уже 70-90 лет. Они дают уникальную по свойствам нефть – чистую, почти без примесей, с огромным содержанием различных масляных фракций. Если снизить налог на добычу полезных ископаемых на этих месторождениях и каким-то образом инициировать процесс доразведки, то можно было бы получить дополнительные запасы нефти», – говорит эксперт.

Некоторые сведения насчет запасов уже есть – обнаружено несколько структур в районе месторождения Сагиз.

Что касается налоговых поступлений от «старичков», то, конечно, после снижения НДПИ определенное сокращение произойдет, но оно не будет значительным: объемы добычи невелики (сведения по ним, как отмечает Олег Егоров, даже не дифференцируются в общей отчетности их владельца, РД КМГ).

Связанные одной ставкой

В настоящее время экспортная таможенная пошлина на сырую нефть в Казахстане составляет $80 за тонну. Весной 2014 года, когда был установлен этот размер, Ерболат Досаев, должность которого на тот момент звучала как министр экономики и бюджетного планирования (сейчас министр национальной экономики), сообщил, что доходы республиканского бюджета на 2014 год, согласно уточнению, увеличены на 331,7 млрд тенге, до 4361,2 млрд тенге (без поступлений трансфертов), и сделано это в том числе за счет увеличения ЭТП на сырую нефть на $20 за тонну.

Отметим, что экспортная таможенная пошлина на сырую нефть была введена в Казахстане в 2008 году и тогда составляла $109,91 за тонну, при том что по итогам I квартала 2008 года мировая цена сырой нефти сложилась на уровне $714,97 за тонну. В 2009 году ставка была приравнена к нулю, но уже в 2010-м поднялась до $20 за тонну и с тех пор только повышалась – до $40 за тонну в 2011-м, до $60 за тонну – в 2013-м, и, наконец, до $80 за тонну в 2014 году.

Жарас Ахметов и Галим Хусаинов также отмечают, что введение ЭТП было следствием необходимости увеличения поступлений в республиканский бюджет (остальные «нефтяные» сборы направляются в Национальный фонд, – авт.). Вместе с тем, говорят эксперты, для обложения экспорта нефти уже есть рентный налог на экспорт. И то, что таможенная пошлина, которая рассчитывается как объем экспортной нефти, умноженный на таможенную ставку, фиксирована на тонну – «незакономерное явление». Это означает, что если ЭТП составляет, например, $60 за тонну, то именно столько экспортер и должен будет заплатить вне зависимости от стоимости «черного сырья». «При высоких ценах такая ставка не критична, а вот при низких доля в расходах увеличивается и становится ощутимой для недропользователей», – говорят аналитики.

Олег Егоров тоже считает, что это правильно – привязывать ЭТП к мировой стоимости нефти. Более того, по словам эксперта, такой подход уже рассматривался в Казахстане в прошлые годы и даже прописывался в законодательстве по недрам. Были составлены таблицы, в которых обозначалась зависимость между ценами на мировом рынке и размером налогов для той или иной компании. Причем ориентир был на $40-50, цен на нефть в $100-110 тогда не существовало. Однако система тогда так и не заработала. Почему к этому вопросу вернулись именно сейчас? Эксперт предполагает, что таким образом ищется возможность получить доход для бюджета страны, закрыть в какой-то степени «брешь», которая сегодня возникает и будет расширяться еще несколько месяцев, возможно, в течение года. То есть когда нефтяные котировки пойдут вверх, а, по мнению Олега Егорова, ситуация может выровняться до $80 за баррель к середине этого года, бюджет получит больше дохода.

Нелегкий выбор государства

По оценке Жараса Ахметова и Галима Хусаинова, при цене $60 и при добыче свыше 10 млн тонн в год налоговая нагрузка на нефтяные компании в Казахстане составляет порядка 38% от цены, или $22 на баррель.

Аналитики считают, что предстоящий «налоговый маневр» имеет две стороны.

«Лицевая» сторона: снижение налоговой нагрузки при уже случившемся снижении бюджетных поступлений из-за падения цен на нефть приведет к еще большему сокращению бюджетных доходов. Соответственно, придется сократить и расходы, что чревато ростом социального напряжения и недовольства.

«Оборотная» сторона: сохранение налоговой нагрузки на текущем уровне приведет к тому, что часть мелких и средних недропользователей просто прекратит добычу. Насколько – сказать тяжело, но стоит учесть тот факт, что доля таких компаний в общем объеме добычи составляет примерно 20%.

«Девальвация тенге не является эффективной альтернативой налоговому смягчению. Возможно, некоторые статьи эксплуатационных расходов и сократятся. Но их доля в общей себестоимости не так уж и велика, чтобы дать ощутимый эффект. У правительства довольно неприятный выбор: снизить налоги и сократить поступления в бюджет или же не трогать налоги и снизить добычу, увеличить безработицу и все равно снизить поступления в бюджет и увеличить социальное напряжение», – говорят эксперты. По их мнению, дело в системной проблеме. «Экономика – сложная система, она должна обладать определенным «разнообразием», то есть числом состояний, которые она может принять в ответ на внешние возмущения. У нас недостаточное «разнообразие». И как только упали цены на нефть, выяснилось, что у нас нет необходимых «состояний», – заключают Жарас Ахметов и Галим Хусаинов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.