Астана лидирует по абсолютному приросту рынка новых авто среди регионов Казахстана. За июнь 2013-2014 автопарк легковых машин моложе трех лет увеличился на 1,8 тыс., до 13,8 тыс. авто (на 15,2%).Удельный вес новых авто в городе составляет 5,8%. Более высокая концентрация новых легковых машин лишь в нефтяных регионах, Атырауской и Мангистауской областях. Машины старше 10 лет составляют всего 65,6% столичного автопарка. Для сравнения по Казахстану старые авто занимают 79,2% парка легковых машин, сообщает ranking.kz.
При активно растущем автопарке (второе место по темпам роста – 1,4%, третье место по абсолютному приросту – на 3,3 тыс.) уровень проникновения легковых авто среди населения сокращается. За год – с 275 до 264 авто на тысячу человек. В Астане самый высокий прирост населения.
Астана – один из самых перспективных регионов для авторынка: активно растет спрос на авто. За прошлый год (июнь 2013-2014) население в городе увеличилось на 5%, до 835 тыс. человек.
Такими же темпами развивается и рынок труда. Число наемных работников увеличилось на 19,3 тыс., до 382,6 тыс. В столице самый высокий уровень занятости населения среди регионов Казахстана. Наемные работники от всего населения города составляют 48,1%. По Казахстану в целом удельный вес официально получающих заработную плату от общего населения – всего 34,9%. Также столица в тройке лидеров по приросту фонда заработной платы – 22%, и по размеру среднемесячной заработной платы – 183 тыс. тенге.
Высокий уровень развития рынка труда обеспечивает столице стабильный рост платежеспособности горожан. Среднестатистический торговый чек на человека, включая общепит, за июнь составил 64,1 тыс. тенге. Это второе место среди регионов Казахстана. По месячному денежному обороту на одну активную платежную карту Астана занимает первое место – 155,6 тыс. тенге.
Уровень закредитованности населения в столице достаточно низкий. Объем займа на потребительские цели на одного работника – 460,2 тыс. тенге. Это 2,5 среднемесячные зарплаты.
Высокий темп экономического роста столицы и, как следствие, увеличение платежеспособного населения, выводят Астану в приоритетный регион для банковского сектора. Мегаполис в лидирующей группе регионов по развитию финансовых рынков. По уровню проникновению банковских услуг, столица уступает лишь финансовому центру, Алматы. Активные платежные карты охватывают 53% населения, по Казахстану этот показатель составляет всего 37%.
Поддержку столичному авторынку обеспечивают банки. В городе работает 32 БВУ, открыто 170 отделений. Из них автокредиты на новое авто предлагают 11 банков. В сегменте автокредитов с первоначальным взносом от 20% имеется 16 предложений от 7 БВУ.
Самый популярный потолок по сроку кредита – 5 лет (6 предложений). Коридор по крайним точкам – от 12 месяцев (ЦентрКредит) до 84 месяцев (Народный). Средний предел кредита по сумме – 12,9 млн. тенге. Коридор максимальных сумм – от 5,4 млн. (4 предложения), до 30 млн. тенге (2 предложения).
Популярная эффективная ставка – 21%. Разброс по годовым ставкам связан с маркетинговым креативом банков по комбинированию параметров кредита.
Срок рассмотрения заявки и выдачи автомобиля клиенту в продуктовом сегменте автокредита на новое авто с первоначальным взносом 20% указывает только Евразийский банк. К заемщику применяют стандартные требования по возрасту (21-63 года) и наличию прописки. Автомобили производства СНГ и КНР большинство банков кредитует с увеличенным взносом, повышенной ставкой, либо на меньший срок. Документы по передаче авто в залог оформляются во время выдачи кредита.
Обязательно страхование КАСКО. Сбербанк и Евразийский банк предлагают страховать авто за свой счет.
По экспертной оценке банкиров, среднестатистический объем кредита на новое авто составляет около 3,8 млн. тенге. В среднемесячных зарплатах Астаны усредненный автокредит составляет примерно 21 оклад одного наемного работника.
При первоначальном взносе в 20% сроком кредита в 5 лет, и годовой переплатой в 16%, ежемесячные платежи составят 106 тыс. тенге. Если рассматривать в качестве заемщика семью, где два человека получают зарплату среднестатистического уровня столицы, то в среднем ежемесячные расходы такого клиента составят 29% от доходов. Это достаточно комфортная зона по уровню закредитованности.
Прирост потенциальных клиентов для столичного рынка автокредитования – один из самых высоких по Казахстану. За год (июнь 2013-2014) число домохозяйств в Астане увеличилось на 12,3 тыс. до 253,7 тыс. За этот же период количество зарегистрированных легковых автомобилей в столице увеличилось всего на 3,3 тыс.
При более высоких показатели по среднемесячной зарплате (182,8 против 158,5), Астана значительно уступает по уровню проникновения легковых авто Алматы. В южной столице на тысячу жителей приходится 324 легковых авто, в Астане – лишь 264. В то же время по абсолютному приросту новых авто Астана почти в два раза превышает Алматы (3,3 против 1,3 тысячи). В среднесрочной перспективе (3-4 года) плотность авто в столице будет сопоставима с алматинскими показателями.