Бюджет Казахстана получит дополнительные средства. Сегодня, 19 июня, парламент принял законопроект «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества». Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в пресс-службе министерства финансов РК.
Документ направлен на подпись президенту РК.
Цели налоговой амнистии: сокращение «теневой» экономики; привлечение дополнительных средств в экономику страны, увеличение инвестиций в экономику страны; стабилизация платежного баланса; дополнительные поступления в бюджет.
Легализованные деньги и имущество не признаются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом. Амнистии подлежит имущество (включая деньги), полученное до начала легализации. Субъекты легализации освобождаются от уголовной и административной ответственности по ряду статей.
Сроком легализации по законопроекту определен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.
К объектам легализации относится следующее имущество:
- деньги, ценные бумаги и доля участия в уставном капитале юридического лица.
- строения (сооружения), соответствующие целевому назначению и строительным нормам и правилам. При этом земельные участки, на которых расположены легализуемые объекты, должны принадлежать субъектам легализации на праве собственности.
- строения (сооружения), оформленные на ненадлежащее лицо.
- недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Казахстан.
Не подлежит легализации имущество, полученное в результате отдельных преступлений. В их числе преступления против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы.
Легализуемые деньги должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках второго уровня. Далее субъект должен определиться с выбором инструмента легализации.
Во-первых, деньги можно держать на счетах, открытых в банках второго уровня, в течение пяти лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам.
Во-вторых, при желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику: купить государственные ценные бумаги, облигации банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компании, институтов развития и акции, реализуемые в рамках «Народного IPO». Также можно приобрести другие ценные бумаги, размещаемые на Казахстанской фондовой бирже.
В-третьих, граждане могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации.
Если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать эти механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. При выплате ему таких денег банки второго уровня удержат сбор в размере 10 % от легализуемых денег. Принятым законопроектом вносятся соответствующие дополнения в Гражданский и Бюджетный кодексы Республики Казахстан.
Легализация имущества (кроме денег) будет проводиться комиссиями при акиматах. Для этого надо будет предоставить в комиссии заявление и соответствующие документы.
При этом за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана, будет взиматься 10%-й сбор.
Если позже выяснится, что было легализовано имущество, полученное преступным путем, то результаты такой амнистии будут отменены.
В Минфине пояснили и причины проведения легализации. Отмечается, что в Казахстане роль и значение финансового положения граждан значительно выросла и продолжает расти. Наличие значительной доли теневого оборота влечет негативные последствия для государства. Вследствие чего, государство не получает установленные законодательством налоги, связанные с получением неучтенной прибыли. Наличие «теневого» имущества и, соответственно, «теневой экономики» расшатывает систему ценностей в обществе и ведет к правовому нигилизму. Имущество, выведенное из законного экономического оборота, не только не участвует в экономическом развитии страны, но и искажает картину экономического состояния и развития государства, не позволяя давать достоверные прогнозы такого развития и ставить реальные планы.
Неучтенное в экономике имущество отрицательным образом влияет, как на самих обладателей данного имущества, так и на государство и общество в целом. С такого имущества не поступают налоги. В этой связи государством предпринимаются меры по изменению сложившейся ситуации, когда «теневое» имущество, в особенности деньги, имея огромный потенциал для улучшения экономического положения страны, фактически остается вне экономического оборота.
Кроме того, наблюдается сокращение притока иностранных инвестиций, связанное с завершением ряда крупных инвестиционных проектов и начавшейся репатриацией транснациональными корпорациями инвестиционных доходов; снижение торгового баланса и сальдо счета текущих операций в виду кризисных явлений; снижение кредитования экономики со стороны банковского сектора.
Как отметил глава государства, с учетом продолжающейся нестабильности мировой экономики и тенденций ее влияния на экономику Казахстана, характеризующихся снижением инвестиции и торгового баланса, существует острая необходимость привлечения дополнительных ресурсов в экономику. Поэтому, вкупе с поставленной задачей по вливанию в экономику 1 трлн. тенге из Нацфонда, предоставлению иностранным инвесторам дополнительного пакета стимулов, вывод из тени внутренних ресурсов отечественной экономики является реальным инструментом достижения указанной цели. Задачей планируемой налоговой амнистии (легализации имущества, включая деньги) является создание условии для наиболее быстрого, простого и надежного возврата в оборот этих средств.
Ряд стран Европы, многие штаты США проводят такую акцию по нескольку раз, поскольку проблема вывода капитала из тени является весьма актуальной во всех странах. Так, программы по легализации доходов и капитала реализовывались в Индии – 5 раз, Португалии – 4 раза, Франции, Австрии, Ирландии – по 2 раза. Проходили легализации, причем также неоднократно в Италии. Были попытки амнистирования капиталов также в Бельгии и Германии. К примеру, в США с 1982 года по 1997 годы 40 штатов провели порядка 62 налоговых амнистий.
Отметим, в Казахстане по итогам амнистии 2001 года легализовано средств на сумму свыше 480 млн. долларов, в 2006-2007 годах легализовано денег и имущества примерно на 6,8 млрд. долларов, в бюджет поступили сборы за легализацию порядка 483 млн. долларов.