Введение единой валюты в странах, входящих в Единый экономический союз (ЕЭС) вполне вероятно, если финансовая общественность Казахстана не изучит все негативные последствия такого перехода. Такое мнение в эксклюзивном интервью корреспондентуделового портала Kapital.kzозвучил руководитель аналитического департамента Halyk Finance Сабит Хакимжанов.
Сегодня, по мнению аналитика, слишком рано обсуждать детали введения единой валюты. Прежде необходимо оценить последствия принятия такого решения. А они носят необратимый характер, подчеркнул Хакимжанов.
В странах ОЭСР перед принятием любого решения, при принятии любой законодательной инициативы проводится так называемый Анализ Регуляторного Воздействия. Эксперты сравнивают пользу и вред от принимаемого закона, оценивают последствия, анализируют альтернативные решения той проблемы, которую предлагаемая инициатива призвана решить. «Это позволяет делать решения не на эмоциях, а на основе обоснованных оценок, более информированно. Этот этап мы еще не прошли», – говорит руководитель аналитического департамента Halyk Finance.
Введение единой валюты, по оценке Хакимжанова, негативно отразится на экономике нашей республики. Во-первых, Казахстан потеряет способность проводить независимую денежно-кредитную политику в интересах своей экономики. Это самое очевидное экономическое последствие. Для Казахстана, оно не менее серьезно, чем для периферийных стран Еврозоны от перехода на евро, считает эксперт. Например, Греции или Испании сейчас не помешала бы инфляция, но ЕЦБ на это не пойдет, потому что более крупные экономики не заинтересованы в инфляции.
Во-вторых, как заметил спикер, несмотря на сходство, Казахстан и Россия сильно отличаются в своей реакции на внешние шоки, в том числе, цены на нефть. Благодаря более высокой доле иностранного капитала в ВВП и более жестким фискальным правилам Казахстан менее подвержен колебаниям цен на нефть. Благодаря более консервативной фискальной политике, Казахстан имеет более устойчивую фискальную позицию и более низкую инфляцию. Фундаментально, Казахстану проще перейти на инфляционное таргетирование, а не дожидаться, когда это сделает Россия. «Имея свою валюту и свой независимый центрльный банк мы будем в состоянии снизить ставки тогда, когда это нужно нашей экономике, а не российской. Создание над-национального центрального банка устраняет такую возможность», – уверен Хакимжанов.
Еще более значительным последствием объединения валют, по словам Хакимжанова, связаны с изменениями в других областях экономической политики, в финансовом регулировании. Санкции на российские банки и на российскую экономику похоже будут ужесточаться. Слияние с российской финансовой системой, которое неизбежно произойдет при едином регуляторе, подвергнет казахстанскую финансовую системы ненужным и устранимым рискам.
Кроме того, как напомнил аналитик, Казахстан поставил цель войти в 30 наиболее конкурентоспособных стран. Между тем, гармонизация финансового регулирования и правовой системы с Россией означает движение в противоположную сторону. «Мы потеряем способность развивать финансовую систему самостоятельно, заимствовать наиболее прогрессивные модели регулирования из-за необходимости согласования с другими членами, которые будут иметь право вето», – подчеркнул Хакимжанов.
Более того, по мнению спикера, казахстанская финансовая система во многих отношениях опережает российскую, благодаря более рыночному подходу и интерактивному процессу взаимодействия, и консультаций между рынком и регулятором. А при создании единого регулятора этот процесс остановится. Казахстан вступит в банковскую среду, где доминируют государственные банки, где успех определяется доступом к ресурсам центрального банка и к российским властным структурам, а не способностью банка реализовать успешную бизнес модель. Для нашей республики это, по словам Хакимжанова, будет большой шаг назад.
«Сегодня основными предпосылками для создания единой валюты являются политические предпосылки - как часть стратегии руководства России по усилению влияния на Казахстан», – заключил Сабит Хакимжанов.