К сожалению, банки увлеклись коллекторской работой. Об этом заявил председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов на сегодняшней пресс-конференции в Алматы, об этом сообщает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«Многие банки после кризиса занялись несвойственной им работой. Банкам хочется оказать давление на должников по кредитам, которые и сами не решили – будут они отдавать кредит, либо нет. Ожидания банков базировались на том, что наступит новая волна экономического роста и все заемщики вернут свои долги. Они (банкиры – Kapital.kz) думают, что как стоила какая-то недвижимость (до кризиса – Kapital.kz) бешенные деньги, так она и будет стоить. Но мы живем в рыночной экономике, и нужно понимать, что актив стоит столько, по какой цене он реально продается», - отметил Келимбетов.
Глава Национального банка также отметил, что Национальный банк РК не может оставить данную ситуацию без изменения.
«Мы говорим банкам о том, что у них слишком высокий уровень проблемных кредитов. Это отражается на рейтинге банка, на рейтинге банковской системы, на рейтинге страны. Раньше в Казахстане уровень просроченных кредитов не превышал 10%, Казахстан имел хорошие макроэкономические показатели, у страны был высокий рейтинг и банки второго уровня имели высокие рейтинги. В то время банки могли занимать деньги за рубежом. Если ранее (до мирового финансового кризиса – Kapital.kz) практически 40% заимствований было привлечено с зарубежных рынков капитала, то сегодня 75% фондирования приходится на депозиты населения. И рейтинги банков, ниже, чем суверенный рейтинг», - отметил Келимбетов.
При этом Келимбетов подчеркнул, что «Фонд проблемных кредитов» работает не эффективно.
«Фонд проблемных кредитов практически не выкупал просроченные кредиты, потому что банки считают, что дисконт, который предлагает фонд слишком большой. Например, фонд проблемных кредитов предлагал за актив 50% от его балансовой стоимости, а банк утверждает, что он стоит 95%. Поэтому, чтобы пришло единое понимание этой ситуации, чтобы банки начали списывать с баланса, а Фонд проблемных кредитов мог в этом активно участвовать, у нас должен произойти ментальный сдвиг в сознании», - считает банкир.