Акцент на МСБ и регионы: как будет работать новый KMF Банк
Глава нового банка Шалкар Жусупов рассказал, что в будущем планируется экспансия в другие страны, в первую очередь в Центральную Азию
Микрофинансовая организация KMF получила банковскую лицензию. Новый KMF Банк будет делать акцент на развитие микро-, малого и среднего бизнеса и развивать свое региональное присутствие. В ближайшие три года банк намерен выйти на рынок Центральной Азии. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Сегодня мы официально вручаем банковскую лицензию KMF Банку, который станет 23-м банком в Казахстане. Создание нового банка — это очередной шаг в развитии финансовой системы и важный сигнал предпринимательскому сообществу, что доступ к банковским услугам будет расширяться», - подчеркнула глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, вручая лицензию председателю правления KMF Шалкару Жусупову.
Она отметила, что МФО в основном привлекают финансирование или от зарубежных организаций или долговое финансирование на фондовом рынке. «За счет этого стоимость финансирования у МФО по сравнению с банками, как правило, выше. И это влияет на стоимость кредитов – они могут быть дороже на 8-10%, чем у БВУ. Теперь у KMF появилась возможность привлекать более доступное финансирование… Отмечу, трансформация МФО KMF в банк прошла в короткие сроки», - заметила Мадина Абылкасымова.
Новый банк сосредоточится на обслуживании физических лиц, самозанятых и предпринимателей.
«KMF – не новый игрок на рынке. Мы существуем 28 лет и обладаем глубокой экспертизой в финансовой сфере, в том числе хорошо знаем потребности наших клиентов. Процесс конвертации в банк второго уровня был комплексным, мы крупная организация, которая занимала лидирующие позиции в секторе микрофинансирования, четверть данного рынка – это доля KMF», - отметил Шалкар Жусупов.
«Мы обеспечим нашим клиентам мягкий и бесшовный переход из МФО в банк», - заверил он. Подчеркнув, что за годы деятельности KMF ее клиентская база достигла 1,3 млн клиентов, из них около 300 тыс. – активные.
Теперь новый банк сможет предложить им новые продукты и услуги.
«Среди нашей целевой аудитории мы проводили опрос, какие продукты и услуги лучше запустить. Например, в сельской местности, согласно нашему опросу, будут востребованы депозиты. Также планируем открывать текущие счета, предоставлять операции с банковскими картами. У нас уже разработано продвинутое банковское мобильное приложение. У нас по Казахстану 123 точки продаж, многие из них находятся в приграничных зонах – там есть спрос именно на обменные операции. Таким образом, для каждого региона мы будем адаптировать определенные услуги, на которые есть более высокий спрос. Город и село – отличаются по потребностям, и мы это будем учитывать», - подчеркнул Шалкар Жусупов.
Сейчас в Казахстане зарегистрировано более 2,3 млн субъектов МСБ, где занято 4,3 млн человек – это 44% всего экономчески активного населения страны, - заметил финрегулятор.
«На долю МСБ приходится около 38% ВВП страны, а в ряде регионов – свыше 50%. Именно малый бизнес обеспечивает 70% всех рабочих мест и является главным драйвером для местной экономики и занятости», - подчеркнула Мадина Абылкасымова.
Однако, по ее словам, предприниматели в сельских регионах чаще сталкиваются со сложностями при получении доступа к финансированию.
«По данным Нацбанка, процент одобрения кредитных заявок для МСБ составляет 33% в сельской местности, тогда как для среднего бизнеса – это от 41%. Учитывая, что именно малые предприятия преобладают в сельских регионах – это существенно снижает доступ к финансированию. Поэтому важная роль здесь отводится МФО, которые готовы работать там, где это особенно нужно – в регионах. Они понимают их проблемы изнутри. Лидером в этой нише является KMF, которая уже много лет целенаправленно работает с предпринимателями на селе. Около 66% ее заемщиков – жители сельской местности. В Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской областях его доля превышает 70%», - отметила она.
Данные по охвату бизнеса привели и в KMF. «Сейчас 94,6% кредитного портфеля KMF – это займы микро-, малому и среднему бизнесу. 36,7% - доля займов агросектору. А около 55% заемщиков – это женщины.
Сейчас активы нового банка составляют 395 млрд тенге, собственный капитал - 68 млрд тенге. А к 2027 году KMF намерен «двукратно нарастить объем активов» и более чем в 2 раза собственный капитал – до 109 млрд тенге. В планах также – почти вдвое увеличить кредитный портфель, который уже составляет 315 млрд тенге.
«В будущем планируем экспансию в другие страны. В первую очередь мы нацелены на Центральную Азию. Вероятно, первой страной, куда мы выйдем, будет Узбекистан. Эта страна была для нас приоритетной до того, как мы приняли решение о трансформации. Эти планы планируем реализовать в перспективе 3-5 лет», - резюмировали в KMF.
О планах трансформироваться в банк в МФО KMF сообщали в августе 2022 года. В ноябре 2023 года стало известно, что компания находится в процессе трансформации в АО. В июне 2024 года произошла перерегистрация компании из ТОО в АО.
В марте 2025-го компания получила разрешение от финрегулятора на конвертацию в банк.
В начале августа 2025-го МФО KMF прошла перерегистрацию и стала АО «KMF Банк». В KMF тогда поясняли, что банковская лицензия в процессе получения.
Лицензия АРРФР на проведение банковских операций № 1.1.120 от 12.08.2025
Партнерский материал
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
