ЕФСР ожидает сохранение курса тенге до конца года
Незначительное ослабление ожидается в 2026-2027 годах
ЕФСР ожидает сохранение курса тенге до конца года с незначительным ослаблением в 2026-2027 годах. Денежно-кредитная политика останется жесткой и направленной на приведение инфляции в среднесрочной перспективе к целевым значениям. Об этом сегодня в ходе презентации Регионального экономического обзора по странам ЕАЭС сообщила начальник отдела макроэкономического прогнозирования и исследований Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Марина Гричик, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы незначительно повысили оценку инфляции на конец года, декабрь к декабрю. Это связано исключительно с динамикой инфляции в первом полугодии, она развивается чуть-чуть выше наших ожиданий. Уже накопленный баланс инфляционного давления привел к переоценке инфляции декабрь к декабрю, хотя все факторы, о которых мы говорили, предупреждали весной, сохраняют свое действие», - отметила она.
По ее словам, после 2024-2026 года инфляция перейдет к замедлению, денежно-кредитная политика останется жесткой и направленной на приведение инфляции в среднесрочной перспективе к целевым значениям.
Так, в региональном экономическом обзоре в 2026-2027 годах напоминается, что в марте годовая инфляция в Казахстане ускорилась до 10%, а в мае – до 11,3%, увеличившись шестой месяц подряд.
«Наш пересмотренный прогноз предполагает рост инфляции до 10,9% к концу 2025 года (против 10,6% в предыдущей оценке) на фоне более быстрого роста цен в начале года. По нашим оценкам, в среднесрочной перспективе цель по инфляции в 5% не будет достигнута, инфляция останется на повышенных уровнях: 9,0% в 2026 году и 7,2% в 2027 году. Основными проинфляционными факторами будут реформа ЖКХ, повышение НДС до 16% с изменением правил учета, а также сохраняющаяся низкая согласованность денежно-кредитной и бюджетной политик», - отметили эксперты.
В этих условиях среднегодовая базовая ставка Национального банка составит 14,8% в 2026 году и 12% в 2027 году против 14,0% и 10,0% в предыдущем прогнозе.
Кроме того, в аналитическом материале содержится прогноз о постепенном ослаблении тенге со среднегодовыми уровнями 530 и 560 тенге за доллар в 2026 и 2027 годах.
«Курс тенге к доллару в первом квартале укрепился и стабилизировался вблизи уровня 510, после резкого обесценения в конце прошлого года. Поддержку курсу оказали рост продаж иностранной валюты из Национального фонда и из валютных резервов Национального банка для стерилизации эмиссии по покупке золота на внутреннем рынке, а также обязательные продажи части валютной выручки квазигосударственного сектора. Средний индекс реального эффективного обменного курса без учета торговли нефтью незначительно укрепился (0,1%) по итогам первого квартала, после ослабления на 3,2% в 2024 году, общий РЭОК укрепился за первые три месяца текущего года на 1,4%», - отмечается в обзоре.
По мнению главы отдела макроэкономического прогнозирования, базовая ставка останется неизменной до конца года.
«Что касается курса, мы ожидаем сохранения в принципе стабильного курса до конца года с незначительным ослаблением в 2026-2027 годах. Это наш базовый сценарий, который разработан по всем экономикам. Мы рассматриваем ряд рисков для этого базового сценария. В текущей ситуации мы считаем, что для экономики превалируют внешние риски, связанные с высокой неопределенностью в мировой экономике, в мировой торговле, на сырьевых рынках, которые могут отразиться на ценах на ключевые экспортные товары», - пояснила Марина Гричик.
Из-за неопределенности в мировой экономике имеется риск оттока капитала с развивающихся рынков, которые также могут привести к оттоку дополнительных средств по финансовому счёту платёжного баланса. Однако это альтернативный сценарий для базового прогноза.
«В целом мы ожидаем сохранение устойчивого роста, сохранение макроэкономической стабильности и не видим серьезных угроз для платежного баланса, для бюджета, для макростабильности», - подчеркнула она.
По словам странового экономиста по Казахстану Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Галымжана Айтказина, тот экономический рост Казахстана, который наблюдается сейчас – в первую очередь обеспечен ростом добычи нефти, вводом нефтяного месторождения Тенгиз.
Экономическая активность в Казахстане остается относительно стабильной (ВВП +5,6% г/г), хотя поквартальная динамика указывает на ее замедление после резкого подъема в четвертом квартале 2024 года.
«Если взглянуть на инвестиции в основной капитал в текущем году, то доля бюджетных средств выросла до почти 22%, то есть почти 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. В целом рост экономики в первом квартале к предыдущему кварталу замедлился, но за счет низкой базы прошлого года. В первом квартале рост ВВП составил 5,6%. По оперативным данным правительства, рост экономики у нас даже ускорился еще дальше, превысил 6%», - отметил Галымжан Айтказин.
Инфляция в текущем году снова вернулась в зону двузначного показателя. В мае этот показатель продолжил расти шестой месяц подряд и составил более 11,3%.
«На этом фоне, конечно же, Национальный банк в марте ужесточил денежно-кредитную политику, повысив базовую ставку до 16,5% годовых. И в принципе пока что сохраняет этот уровень и считает его необходимым для того, чтобы привести инфляцию к норме. С другой стороны, важным источником экономического роста и в целом инфляционного давления является рост кредитования. Он продолжает оставаться у нас двузначным показателем. В первом квартале рост кредитования экономики вырос в годовом выражении на 20%», - отметил он.
Государственный бюджет в первом квартале был исполнен с профицитом.
«В первую очередь это связано с тем, что в первом квартале неожиданно были хорошо исполненные планы по налоговым поступлениям вкупе с тем, что расходы были слабо исполнены. В начале года государственный бюджет только набирает обороты, и, соответственно, его траты не совсем по плану идут. Мы ожидаем, что в течение года траты бюджета будут расти. Соответственно, план будет исполняться. Это приведет к тому, что мы с профицитной зоны в дефицит будем переходить», - подчеркнул страновой экономист ЕФСР по Казахстану.
По традиции экспорт РК всегда выше импорта, но в первом квартале наблюдается отток портфельных инвестиций.
«Реальный обменный курс в первом квартале достаточно сильно укрепился, и это несмотря на то, что в конце прошлого года мы видели значительное ослабление обменного курса нашего номинального», - добавил Галымжан Айтказин.
Главный экономист Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Сергей Улатов, в свою очередь, отметил, что устойчивость экономик стран-участниц ЕАБР к таким внешнеэкономическим шокам повысилась.
«Если вы посмотрите на наши экономики лет даже 5 назад, во время пандемии, а еще больше во время финансового кризиса 2008 года, то уязвимость от внешних шоков была очень высокая. Волатильность, которая была, могла привести к серьезному ухудшению экономической ситуации в наших странах, то есть к падению ВВП, возникновению разрыва финансирования бюджета и платежного баланса. По сути дела, эти кризисы транслировались напрямую в наших странах, и уязвимость экономик была очень высокой, поэтому мы всегда говорим о том, что она высокая, но вот последняя волатильность, последние примеры неопределенности говорят о том, что устойчивость экономик к внешним шокам повысилась», - подчеркнул он.
Экономики стали меньше реагировать на шоковые явления. Это означает, что и структура роста, и качество роста, и качество макроэкономического управления во всех экономиках повысились.
«Что касается внешних условий, то та неопределенность, которая была в начале апреля, и спекуляции, которые были на рынках и в отношении роста и глобальной экономики, и крупнейших экономик мира, в частности США, они уже ушли. И сейчас мы считаем, что пиковый уровень неопределенности миновал, и ситуация стабилизируется, рынки все отыгрывают, поэтому в данный момент все более-менее нормально», - подытожил Сергей Улатов.
Что касается риска зависимости от сырьевых товаров, то в этом направлении волатильность достаточно высокая, потому что кроме тарифных войн, играют роль геополитические конфликты, которые влияют на цены на энергетические товары, от которых зависят наши крупнейшие экономики.
«Волатильность на этих рынках транслируется в том числе и на какие-то проблемы внутри страны, поэтому риски сохраняются, но пока их реализации мы не видим, что они каким-то образом серьезно влияют на экономическую активность наших стран», - добавил он.
В соответствии с обзором наиболее быстрый рост в первом квартале 2025 года показали Кыргызстан и Таджикистан, где ВВП увеличился на 13,1% и 8,2% г/г соответственно. Этому способствовали активность в строительном секторе, устойчивый внутренний спрос и приток денежных переводов от трудовых мигрантов. В то же время российская экономика вступила в фазу охлаждения: прирост ВВП замедлился до 1,4% г/г, а промышленное производство сократилось.
Инфляционные процессы в регионе развиваются неравномерно. В России инфляция начала замедляться, достигнув 10,3% г/г в I квартале, тогда как в других странах, включая Казахстан (11,3%) и Беларусь (5,9%), ценовое давление усиливается. Ожидается, что относительно жесткая денежно-кредитная политика сохранится во всех государствах указанной группы в среднесрочной перспективе.
Бюджетная ситуация в целом устойчивая. Профицит бюджета зафиксирован в Армении, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, однако в ряде стран есть риски для доходной части бюджетов, связанные с разовыми факторами и потенциальным увеличением расходов на масштабные инфраструктурные проекты.
Во внешней торговле наблюдаются разнонаправленные тенденции. Сальдо ухудшилось в России и Армении, но улучшилось в Кыргызстане и Таджикистане благодаря снижению импорта и росту переводов. Курс российского рубля временно укрепился на фоне высокой ключевой ставки, однако к 2027 году ожидается его ослабление, аналогичные тенденции прогнозируются для тенге.
В 2026–2027 годах ожидается охлаждение экономики России с замедлением роста примерно до 2%. Рост экономики Беларуси также существенно замедлится, примерно до 1%. При этом экономики Центральной Азии, вероятно, сохранят более высокие темпы (5–7%). Инфляция будет постепенно снижаться, но останется выше целевых значений в большинстве стран. Среди ключевых рисков — зависимость от сырьевых рынков, снижение инвестиционной активности, инфляционное давление из-за роста зарплат и тарифов, а также перегрев экономик, подпитываемый кредитованием и фискальным стимулированием.
Читайте также
В обменных пунктах Астаны максимальный курс продажи американской валюты составил 523 тенге, Алматы – 522 тенге
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
