В Казахстане на 1 декабря 2023 года объем рынка устойчивого финансирования cоставил 228,9 млрд тенге, включая зеленые облигации, зеленые кредиты и социальные облигации. При этом с учетом зарегистрированных, но не размещенных облигаций объем составляет порядка 482,2 млрд тенге или около 1 млрд долларов по курсу на 1 декабря 2023 года. Это включая зеленые облигации, зеленые кредиты, социальные облигации и облигации, связанные с устойчивым развитием. О том, как развивается рынок зеленого финансирования в Казахстане, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали эксперты Центра зеленых финансов МФЦА (ЦЗФ).
Почти половину зарегистрированного объема составляют облигации, связанные с устойчивым развитием (Sustainability-linked bonds).
В центре напомнили, что первые облигации, связанные с устойчивым развитием, на территории Центральной Азии намерены выпустить в рамках Программы по выпуску облигаций ESG в размере до 236,8 млрд тенге на Бирже МФЦА (AIX) в 2024 году. Соответствующее соглашение между АО «Алматинские электрические станции» (АлЭС) и Евразийским Банком Развития (ЕАБР) подписано 30 ноября на площадке МФЦА. Помимо ЕАБР, основного инвестора, потенциальными инвесторами проекта могут выступить другие институты развития и банки второго уровня. Дебютный выпуск облигаций устойчивого развития АлЭС реализуется при поддержке ЦЗФ.
Зеленые финансовые
инструменты, включая облигации и кредиты, являются наиболее популярными
инструментами устойчивого финансирования и составили 67% от количества всех выпусков.
Обязательства Казахстана по устойчивому развитию и формированию рынка зеленых финансов
Эксперты центра пояснили, что устойчивое развитие — комплекс мер для удовлетворения текущих потребностей человечества при сохранении окружающей среды и ресурсов. Оно строится на трех принципах: ответственное отношение к окружающей среде (Environment), социальная ответственность (Social), эффективная система корпоративного управления (Governance), то есть ESG.
ESG-финансирование включает продукты, которые поддерживают проекты с положительным воздействием на окружающую среду (зеленые облигации), на отдельные социальные группы (социальные облигации), либо их сочетание (облигации устойчивого развития). Например, зеленые облигации представляют собой любой тип долговых инструментов, поступления от размещения которых направляются на полное или частичное финансирование новых или существующих зеленых проектов.
Правительства разных стран включают принципы устойчивого развития в свои долгосрочные стратегии развития, и Казахстан в этом плане не исключение. Так, в 2013 году была принята Концепция по переходу Казахстана к зеленой экономике, которая закладывает основы для улучшения качества окружающей среды и качества жизни населения. Согласно концепции, объем инвестиций, необходимый для перехода на зеленую экономику, составляет порядка 1% ВВП ежегодно, что эквивалентно 3–4 млрд долларов в год.
В декабре 2020 года на Саммите по амбициозным задачам в связи с изменением климата Президент Касым-Жомарт Токаев объявил о новой цели — достижении Казахстаном углеродной нейтральности к 2060 году. Это концепция, призванная сократить или компенсировать выбросы в атмосферу парниковых газов, таких как углекислый газ (CO2), потому что он является одним из главных виновников медленного нагревания планеты.
Согласно стратегии, чистые инвестиции для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности в Казахстане оцениваются в 610 млрд долларов. Прямые государственные инвестиции будут составлять лишь небольшую долю в 3,8% от общего объема инвестиций. Однако больше половины инвестиций, или 386,3 млрд долларов, будут переориентированы из сырьевых секторов в более зеленые секторы экономики. Еще 223,7 млрд долларов — новые инвестиционные ресурсы, которые потребуются в будущем.
На сегодняшний день в Казахстане сформированы механизмы зеленого финансирования, созданы регуляторные основы функционирования и развития рынка, в том числе благодаря работе ЦЗФ: почти 60% зеленых облигаций и кредитов в стране были выданы при его поддержке. С участием ЦЗФ было закреплено понятие «зеленое финансирование» в редакции нового Экологического кодекса и Предпринимательского кодекса, также в 2021 году была принята «Зеленая» таксономия — это единая система классификации категорий зеленых проектов, направленных на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду.
На законодательном уровне введены стимулы для эмитентов в секторе малого и среднего предпринимательства: субсидирование ставки по кредитам, выданным для реализации зеленых проектов, и ставки купонного вознаграждения по зеленым облигациям, а также гарантирования по зеленым облигациям.
Как развивается рынок зеленого финансирования в Казахстане
С момента запуска рынка в 2020 году по ноябрь 2023 года на рынке устойчивого развития были размещены облигации и выданы кредиты на общую сумму 228,9 млрд тенге. Объем инструментов зеленого финансирования составил 66%, это 152,2 млрд тенге. Из них зеленые облигации составили 114,9 млрд тенге, а маркированные зеленые кредиты — 37,3 млрд тенге.
Наибольший объем выпуска инструментов зеленого финансирования пришелся на 2021 год и составил 80,8 млрд тенге.
Среди эмитентов по объему выпусков инструментов зеленого финансирования доминируют международные финансовые институты (Азиатский Банк Развития, Евразийский Банк Развития), далее следуют энергетические компании («Самрук-Энерго» и KEGOC), отечественные финансовые институты с государственным участием (Банк развития Казахстана, ФРП «Даму») и местные частные финансовые институты (Halyk Bank).
Выручка от выпуска зеленых облигаций и зеленых кредитов в Казахстане в большинстве своем направляется в проекты по энергоэффективности (строительство и эксплуатация сетей уличного освещения, реконструкция электросетей), а также в проекты по возобновляемым источникам энергии и другим смешанным зеленым проектам.
Первые зеленые кредиты в Казахстане
Рынок маркированного зеленого кредитования стартовал в сентябре 2021 года, когда ЕАБР и АО «Батыс транзит» подписали кредитный договор на выдачу зеленого кредита на сумму 3,6 млрд тенге для финансирования проекта «Строительство и эксплуатация сетей уличного освещения в Атырау». Проект «Батыс транзит» — 4-й этап общего проекта государственно-частного партнерства по освещению улиц и трасс в Атырауской области. Протяженность нового участка составляет 148 525 метров. Стоимость проекта - 4,6 млрд тенге. 2-й и 3-й этапы проекта уже реализованы и также были профинансированы ЕАБР.
Реализация каждого проекта по итогам 2-го и 3-го этапов позволяет снизить:
- на 44% количество
ДТП;
- на 0,5% удельного
веса преступлений;
- до 70% затрат на
энергопотребление сетей уличного освещения;
- на 36% расходы на
обслуживание;
- на 0,6828 тонн/год выбросы
СО2.
ЦЗФ оказал сопровождение проекту и разработал внутренние документы «Батыс транзит», включая Политику в области зеленого финансирования, соответствующую Принципам зеленого кредитования LMA/LSTA/APLMA. Также в ноябре 2021 года «Банк Развития Казахстана» и Halyk Bank выдали маркированные зеленые кредиты на сумму 16,95 млрд тенге и 7,9 млрд тенге соответственно.
Эксперты ЦЗФ отмечают, что в Казахстане доля банковского сектора в финансировании реального сектора экономики в общем объеме инвестиций в основной капитал (строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, приобретение машин, оборудования и транспортных средств) занимает лишь 2,6% инвестиций (в январе-октябре). Однако банковский сектор имеет потенциал для участия в развитии низкоуглеродной экономики. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка начало работу по реализации Дорожной карты по внедрению принципов ESG в регулирование финансового сектора. Согласно Дорожной карте, в 2024 году планируется внедрение обязательной ESG-отчетности в финансовом секторе в рамках публикуемых годовых отчетов финансовых организаций, включая отчетность по зеленым кредитам.
«Универсальный сбор данных по объему зеленых кредитов банков содействовал бы лучшей оценке общего объема зеленых инвестиций и мер стимулирования зеленых проектов, при этом инструмент «Зеленой» таксономии может быть использован при формировании системы отчетности для отслеживания зеленых кредитов в банках», - считают эксперты МФЦА.
Сегодня Центр зеленых финансов МФЦА работает над развитием новых зеленых продуктов, таких как зеленый капитал (Green equity)/ зеленое IPO (Green IPO), которые расширят возможности инвестирования в зеленые проекты и могут иметь большой потенциал спроса со стороны казахстанских эмитентов.
Также для развития зеленых финансов в Казахстане и Центральной Азии ЦЗФ принял активное участие в 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата СОР28; проводит работу с министерством экологии и природных ресурсов по расширению «Зеленой» таксономии Казахстана с учетом принятой Стратегии достижения углеродной нейтральности к 2060 году.
«ЦЗФ видит большие перспективы в выпуске министерством финансов суверенных зеленых либо устойчивых облигаций для достижения целей низкоуглеродного и устойчивого развития. На сегодня среди стран СНГ Узбекистан стал первой страной, выпустившей облигации по тематике устойчивого развития, а именно суверенные облигации для целей устойчивого развития (ЦУР) и суверенные зеленые облигации. Вступая на рынок тематического финансирования, государства тем самым посылают частному сектору и инвесторам мощный сигнал о намерениях по устойчивому развитию. Выпуск суверенных инструментов по устойчивой тематике может стать катализатором для внутреннего развития рынка за счет привлечения дополнительных источников инвестиций и стимулирования эмитентов использовать рынки капитала», - отмечают эксперты.