Участники финансового рынка считают, что меры
регулятора в отношении онлайн микрофинансовых организаций (далее – онлайн МФО)
по снижению закредитованности населения могут негативно повлиять на сектор
микро и малого бизнеса. Особенно в регионах, где участники рынка онлайн МФО выдают займы самозанятым на
развитие. На круглом столе в Алматы эксперты обсудили, что необходимо изменить, чтобы улучшить ситуацию с проблемными заемщиками, а что менять не следует. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На открытии круглого стола Алексей Сидоров, председатель совета «Казахстанской ассоциации ФинТех», поделился изменениями на рынке онлайн-микрокредитования. Он указал, что рынок начал регулироваться с 2020 года, что стало возможным благодаря поддержке финансового регулятора по инициативе самой ассоциации. «С того времени рынок претерпел значительные изменения, уменьшилось количество участников», — отметил Алексей Сидоров.
Доля онлайн МФО не превышает 0,6%
По его словам, на 1 октября 2023 года доля займов, выданных онлайн МФО, в денежном выражении не превышает 0,6% от общего объема кредитов физических лиц, выданных банками и всеми МФО. «Мы составляем весьма малую часть кредитного рынка. По нашему мнению, власти уделяют нам слишком много внимания в дискуссиях о долговой нагрузке граждан. Наш сектор предоставляет качественные услуги для тех граждан, кому недоступны банковские продукты, и их уровень удовлетворенности высокий», - говорит Алексей Сидоров.
Он подчеркивает, что подавляющая часть клиентов онлайн МФО – порядка 70% живет в регионах, лишь 30% заемщиков находятся в Алматы и Астане. Закон ограничивает максимальный заем в МФО до 50 месячных расчетных показателей (МРП), что равно 170 500 тенге, но обычно МФО выдают займы на меньшую сумму. Средний заем составляет 63 тыс. тенге, в то время как средний банковский кредит без залога составляет около 1 млн тенге.
Эксперт отметил, что с 2020 года регулирование этого сектора ужесточилось. Для МФО были введены ограничения в деятельности, направленные регулятором на защиту потребителей: расчет коэффициента долговой нагрузки (КДН), запрет на новые займы при просрочке свыше 60 дней и на комиссии. При просрочке установлен лимит переплаты в 50%. В 2021 году введены дополнительные меры: биометрическая идентификация, обязательство по досудебному урегулированию ситуаций с должниками. Предельная ставка вознаграждения была снижена с 30% до 15-20%.
Эксперт уверен, что введенные меры АРРФР адекватны и способствуют защите заемщиков. Однако он выразил мнение, что дальнейшее снижение ставок и ужесточение требований к КДН приведет к исчезновению сектора.
Изменение механизма расчета КДН не решит проблему закредитованности
В ходе парламентских слушаний в АРРФР напомнили про требование, введенное с 2020 года, обязывающее банки и МФО рассчитывать коэффициент долговой нагрузки (КДН), ограничивающий максимальные ежемесячные платежи заемщика до 50% от его дохода. В АРРФР предложили убрать четыре критерия из двенадцати, которые определяют регулярный доход заемщика.
Эксперты выразили сомнение в эффективности ужесточения КДН, поскольку МФО теперь должны рассчитывать его, опираясь только на подтвержденные официальные доходы, а половина клиентов МФО — самозанятые и микропредприниматели, у которых часто нет достаточных официальных доходов и кредитной истории для такого расчета. Это означает, что новый механизм может не учитывать реальные доходы людей, особенно при микрозаймах размером 50-60 тысяч тенге. В результате МФО вынуждены отказывать в кредитах даже тем заемщикам, которые ранее были надежными клиентами в течение 3-5 лет.
Доля «плохих» кредитов в МФО не превышает 9%
Экономист Рахим Ошакбаев указал, что в секторе микрокредитования просрочка свыше 90 дней не превышает 9% от портфеля потребительских займов – это 98 млрд тенге. Всего же просроченную задолженность имеют 347 тыс. заемщиков. «В банках уровень проблемной задолженности составляет порядка 14% - это без учета кредитов, списанных за баланс. 1 млн 026 тыс. заемщиков имеют проблемные займы», - подчеркивает эксперт.
Рахим Ошакбаев указывает на неэффективность системы взыскания долгов в Казахстане, ссылаясь на случаи, когда заемщики остаются в просрочке в течение долгого времени. Он отмечает, что множество крупных работодателей жалуется, что часто работники просят выплату зарплаты «в конверте» из-за арестованных счетов. Рахим Ошакбаев считает, что решением проблемы закредитованности может стать эффективный закон о банкротстве, который даст неплатежеспособным правовой статус и заставит финансовые организации кредитовать ответственно. Он предполагает, что это позволит банкам избежать «токсичных» заемщиков и связанных с ними потерь.
Экономист полагает, что Закон о банкротстве физлиц был принят, но очевидно, что «он был сделан под влиянием банковского и коллекторского лобби».
«И поэтому он будет априори не рабочим. Что и получилось. На начало сентября заявок на признание банкротом поступило 67 тыс., а признаны банкротами менее 4 тыс. человек – это менее 6%. И эти данные сопоставьте с 1,5 млн заемщиками, которые свыше 90 дней не исполняют свои обязательства. Мое мнение – закредитованность на рынке можно снизить только через предоставление заемщикам права оформления правового статуса неплатежеспособности. И финорганизации начнут менять свою бизнес-модель – они будут придумывать более эффективный скоринг при оценке платежеспособности заемщика, чтобы предоставлять займы тем, кто может вернуть», - считает Рахим Ошакбаев.