В опубликованном экономическом обозрении монетарного регулятора говорится, что в рамках госпрограмм по льготному автокредитованию всего было выделено 182 млрд тенге, с учетом револьверного механизма общая сумма фактически выданных займов за 7 лет составила 299,3 млрд тенге.
«Значимый вклад в развитие отечественного автопрома внесла первая программа льготного кредитования 2015-2016 годов, которая простимулировала спрос со стороны населения на автомобили казахстанского производства», - отмечается в опубликованном документе.
При этом за время реализации программ льготного кредитования структура автомобильного парка Казахстана в разрезе годов выпуска не претерпела значительных изменений, а выдача льготных автокредитов значимо не повлияла на снижение доли стареющих автомобилей.
К тому же, по данным исследования аналитиков Нацбанка, доля крупноузловой сборки в производстве легковых автомашин сохраняется значительной. В целом всего 1% легковых автомобилей от общего количества зарегистрированных в Казахстане по состоянию на 1 июля 2023 года был приобретен в рамках программ льготного кредитования.
«На текущий момент успешность решения поставленных в рамках программ задач неоднозначна, что не позволяет говорить о высокой эффективности программ льготного автокредитования, практикуемых в Казахстане», - считают аналитики Нацбанка.
Напомним, в Казахстане начиная с 2015 года действовало 4 программы льготного автокредитования, которые были призваны решить несколько задач: стимулировать отечественный автопром, обеспечить население новыми автомобилями казахстанского производства и обновить парк машин страны. При этом в основе программ не была заложена адресность, то есть льготный автокредит мог получить любой гражданин Казахстана.
«В этом свете решение о переориентации программы льготного кредитования (по линии ФРП) на обновление автобусного парка в регионах страны является, по нашему мнению, движением в правильном направлении», - заключили аналитики.