В Аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представили обзор активности нерезидентов на финансовом рынке РК в 2022 году.
Резюме
- В 2022 году совокупный объем средств нерезидентов в банковской системе страны вырос в 3,2 раза, с 0,7 до 2,3 трлн тенге.
- Таким образом, на нерезидентов пришлась почти треть (29%) всего прироста ликвидности в системе (всего 5,4 трлн, нерезиденты — 1,6 трлн).
- Тем не менее доля средств нерезидентов в системе осталась ниже 10% (7,5%). Основные обязательства финорганизаций остаются перед резидентами (92,5%).
- Несмотря на существенный рост переводов в страну (+395 млрд тенге), по итогам 2022 года РК сохранила статут нетто-отправителя финресурсов (получено 679 млрд, отправлено 1 038 млрд).
- При этом сальдо операций по переводам из РФ впервые за четыре года сложилось положительным для РК: отправлено 196 млрд тенге, получено 357 млрд тенге.
- Сокращение операций с рублем обусловило избыточное предложение наличных рублей в стране, которые аккумулировались в БВУ.
- На этом фоне вывоз наличной рублевой денежной массы составил 98% от всего объема вывоза инвалюты. Напомним, поскольку рублевая денежная масса превышала рыночный спрос, правительство в разовом порядке разрешило вывоз рублей банками.
- Ввиду высокой емкости платежного рынка и сильного сокращения кредитных карт (-2,1 млн) из-за популярности рассрочек «карточный туризм» не имел особого влияния на динамику открытия платёжных карт (замедлилась в два раза, с 11,3 млн в 2021 году до 5,8 млн в 2022-м).
- Активность нерезидентов на фондовом рынке, в частности на рынке ГЦБ, снизилась. Их вложения упали с 595,4 до 381,4 млрд тенге (-36%), что обусловлено сокращением портфеля инвестиций юрлиц (см. ниже).
Краткие итоги
Ряд внешних исторических событий 2022 года оказал значимое влияние на активность нерезидентов в отдельных сегментах финансового рынка страны.
Наиболее сильно эта активность нерезидентов отразилась на динамике ресурсной базы БВУ (треть всего прироста). Этот приток средств положительно повлиял на бизнес финансовых институтов, в том числе за счет расширения возможностей по кредитованию внутренних субъектов экономики.
При этом высокий приток иностранной ликвидности (1,6 трлн тенге) ограниченно повлиял на валютный рынок страны из-за его относительно высокой ликвидности и общего оттока капитала по финансовому счету (-11,2 млрд долларов, в основном за счет приобретения ценных бумаг в Нацфонд, размещения средств в зарубежных банках, а также погашения внешних обязательств).
Напомним, что нацвалюты Армении, Грузии и Таджикистана оказались в лидерах по укреплению к доллару в 2022 году (драм укрепился на 18%, лари — на 12%, сомони — на 11%, но тенге ослаб на 7%).
Аналогично релоканты имели намного меньшее влияние на динамику роста экономики страны в сравнении с другими значительно меньшими экономиками стран СНГ (Армения, Грузия, Таджикистан, Кыргызстан).
Более обсуждаемый в информационном пространстве «карточный туризм» также не оказал особого влияния на платежный рынок (открытие новых карт упало в два раза).
Вместе с тем средства нерезидентов традиционно намного больше подвержены влиянию геополитических событий и вектору направленности денежно-кредитной политики Федрезерва. Соответственно, они могут демонстрировать сильные движения в текущем году, в зависимости от изменений указанных факторов.
Читайте также
Какие могут быть последствия, рассказала заместитель председателя Нацбанка Алия Молдабекова