USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.14$
+0.040
BTC
97872.50$
+3623.800

Что делать в случае просрочки по микрокредиту?

Можно ли получить отсрочку и куда обращаться потребителям

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Как заемщики могут урегулировать спорные вопросы с микрофинансовыми организациями? Что делать, если возникла просрочка по микрокредиту, можно ли получить отсрочку и куда обращаться потребителям в случае нарушения прав со стороны МФО? Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz задал эти вопросы директору департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Александру Терентьеву.  

Урегулирование просроченной задолженности по микрокредитам в рамках единого порядка

С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый порядок урегулирования проблемной задолженности граждан, испытывающих затруднения в погашении кредита. Кредитные организации обязаны его исполнять и рассматривать заявления должников на реструктуризацию их займов и микрокредитов. 

Реструктуризация – это изменение условий действующего кредита для заемщиков, у которых возникли финансовые трудности. МФО могут предложить заемщику, к примеру, изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору о предоставлении микрокредита; отсрочку платежа по основному долгу и (или) вознаграждению; изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности, в том числе с погашением основного долга в приоритетном порядке; изменение срока микрокредита и другое.

В 2022 году с заявлениями о реструктуризации в микрофинансовые организации обратилось 314,6 тыс. заемщиков. МФО были удовлетворены заявления 241,7 тыс. заявителей – это 76,8% от числа обратившихся.

Так, о возникшей просрочке по микрокредиту МФО должны уведомить заемщиков в течение 20 дней с момента ее наступления. Сотрудники микрофинансовых организаций сообщают должникам о том, что необходимо внести платежи по кредитам, погасить просроченную задолженность, при этом они информируют о последствиях для заемщиков в случае непогашения и рассказывают, как обратиться за реструктуризацией займа.

Заемщики, у которых возникла просрочка, должны в течение 30 дней с даты ее наступления подать заявление в кредитную организацию. В заявлении необходимо указать причину возникшей просрочки и предложить свои варианты возможной реструктуризации. К заявлению нужно приложить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.

Кредитор обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление заемщика. Микрофинансовая организация рассматривает заявление в течение 15 календарных дней, после чего предоставляет ответ: согласие на реструктуризацию, приняв варианты заемщика или предложив свои, или отказ с указанием причин.

В случае, если достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации микрокредита не удалось, заемщик вправе обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение как своего обращения в МФО, так и недостижение взаимоприемлемого решения. Регулятор на основании обращения заявителя проведет документальную проверку в отношении кредитора и предоставит оценку действий МФО.

Пройти процедуру урегулирования проблемной задолженности по своим кредитам важно тем заемщикам, которые желают применить процедуры банкротства. Это является обязательным условием, согласно Закону РК «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан», вступающему в силу с 3 марта 2023 года. К примеру, по внесудебному банкротству в отношении должника должны быть проведены процедуры по урегулированию и (или) взысканию неисполненных обязательств по кредитному договору. При этом меры по проведению урегулирования или взыскания задолженности необходимо провести в сроки, не превышающие 18 месяцев с момента возникновения просроченной задолженности.

Напомню о последствиях, предусмотренных для должников, которые получат статус «банкрот».  В течение 5 лет для граждан, применивших процедуры судебного и внесудебного банкротства, будет действовать запрет на получение займов и микрокредитов (кроме получения микрокредитов ломбардов). Повторное банкротство возможно только через 7 лет.                   Кроме того, будет проводиться мониторинг финансового состояния банкрота в течение 3 лет после признания должника банкротом: будет осуществляться проверка действий должника, совершенных в личных интересах с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами, результаты которой могут быть основанием для прекращения процедуры или для отказа в прекращении обязательств банкрота.                                      

Уполномоченный орган в случае выявления факта приобретения банкротом имущества, подлежащего государственной регистрации, в том числе общего совместного имущества, направляет кредиторам результаты мониторинга финансового состояния банкрота. Кредиторы при получении информации от уполномоченного органа вправе обратиться в суд об отмене признания должника банкротом и возобновлении процедуры банкротства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом.

Досудебное урегулирование спорных вопросов с МФО

Немногие заемщики знают, что при возникновении просрочки по микрокредиту или в случае нарушения своих прав со стороны МФО они могут обратиться за бесплатной помощью в Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг и к микрофинансовому омбудсману, которые созданы при Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) в сентябре 2022 года для усиления механизма досудебного урегулирования задолженности граждан и для разрешения споров и разногласий с МФО.

Заемщики, испытывающие финансовые трудности, могут обратиться в центр для:

- получения бесплатного и оперативного содействия в реструктуризации задолженности перед МФО (предоставление отсрочки, нового графика погашения и т.п.);
- подачи жалоб и заявлений в случае, если МФО отказывается идти навстречу клиенту или вообще не отвечает на его обращение;
- подачи жалоб и заявлений по фактам нарушения законодательства или оскорбительного, неэтичного обращения сотрудников МФО. 

В свою очередь микрофинансовый омбудсман помогает урегулировать споры, возникающие из договора о предоставлении микрокредита, между микрофинансовой организацией и заемщиком, если МФО отказывается разрешить проблему заемщика.

Прежде чем подать обращение микрофинансовому омбудсману, сначала необходимо принять меры по самостоятельному урегулированию спорного вопроса с кредитором. Для этого нужно обратиться в микрофинансовую организацию с заявлением в письменной или электронной форме. МФО в течение 15 календарных дней обязана рассмотреть ваше заявление и дать ответ.

Если компромисс найти не удалось, тогда заемщики вправе обратиться за помощью в центр по телефону: +7 771 933 34 44 и далее, если решение, принятое МФО после обращения в центр также оказалось неприемлемым, - к микрофинансовому омбудсману.

Как подать обращение омбудсману?

1 шаг. Соберите перечень следующих документов:
- Удостоверение личности;
- Договор о предоставлении микрокредита;
- График погашения;
- Дополнительные соглашения к договору о предоставлении микрокредита (при наличии);
- Заявления/обращения в микрофинансовую организацию;
- Договор о залоге недвижимого имущества (при наличии);
- Дополнительные соглашения к договору о залоге недвижимого имущества (при наличии);
- Документы, подтверждающие попытки урегулировать спорные вопросы с МФО до обращения к омбудсману (заявления/обращения/ ответы МФО (при наличии);
- Справка об остатке ссудной задолженности на текущую дату, которая включает в себя суммы: остатка основного долга, в том числе просроченного; начисленного вознаграждения, в том числе просроченного; начисленных и оплаченных штрафов; оплаченного основного долга/ вознаграждения.

2 шаг. Заполните заявление, форму которого можно скачать на сайте омбудсмана mfohelp.kz, и отправьте обращение на электронный адрес manager@mfohelp.kz, приложив все вышеперечисленные документы.

3 шаг. Необходимо предоставить согласие на раскрытие персональных данных, заполнив две формы:
- Согласие на раскрытие тайны предоставления микрокредита;
- Согласие на сбор и обработку персональных данных. Формы согласий также представлены на сайте микрофинансового омбудсмана.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.