Национальный банк Казахстана 26 октября примет решение по базовой ставке. Аналитики, опрошенные агентством «Интерфакс-Казахстан», ожидают повышения ставки с 14,6% минимум до 15%. Годовая инфляция по итогам сентября продолжила ускорение и составила 17,7% против 16,1% месяцем ранее. Главный экономист по России и СНГ+ Софья Донец ожидает, что на следующей неделе Национальный банк Казахстана примет решение о повышении базовой ставки после паузы в сентябре.
«Инфляция, очевидно, опережает сформированные ранее ожидания, что подтолкнуло регулятор к заметному ужесточению риторики. Наиболее вероятным является повышение на 50 б.п., до 15%. Дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики сейчас важно для предотвращения раскручивания ожиданий и сохранения контроля над долгосрочной инфляцией. После октябрьского повышения Нацбанк может вновь взять паузу», - говорит аналитик.
Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев отмечает, что с учетом того, что инфляция в годовом измерении достигла 17,7%, реальная ставка по тенговым инструментам составляет уже минус 3,2%.
«По нашим прогнозам, инфляция до конца года еще продолжит свой рост, и без повышения базовой ставки реальная доходность будет все глубже уходить в отрицательную зону. В свою очередь, отрицательная реальная доходность делает инвестиции в тенговые инструменты менее привлекательными, дает новый импульс инфляции, стимулирует отток капитала из страны, а внутри страны - развернет вспять тренд дедолларизации последних лет», - говорит Мурат Кастаев.
В связи с этим он считает, что оптимальным решением для Нацбанка является повышение базовой ставки минимум на 1 процентный пункт, до 15,5%. «Считаю, что менее решительное повышение будет слишком слабым и не замедлит инфляцию. Поэтому я сторонник более решительных действий Нацбанка, чтобы обуздать инфляцию, и тогда уже во II квартале 2023 года Нацбанк сможет перейти к снижению ставки», - говорит аналитик.
Заместитель директора филиала АКРА в МФЦА Жаннура Ашигали считает, что текущий уровень годовой инфляции скорее отражает тенденции предыдущих месяцев, накопления проинфляционных тенденций.
«В особенности это касается импорта инфляции и внешнего импульса со стороны продовольственной инфляции на мировых рынках. При этом данный фактор имеет менее выраженное воздействие и компенсируется эффектом уже принятых мер», - говорит аналитик. Также, по его словам, в полной мере влияние от предыдущих эпизодов повышения базовой ставки Нацбанка только начинает проявляться, а фискальный стимул нивелируется некоторым укреплением тенге к валютам базовых партнеров, сокращением проникновения внешней инфляции.
«В итоге, не замечая новых ценовых шоков и фиксируя начало проявления дезинфляционых факторов, невзирая на высокий уровень наблюдаемой инфляции и инфляционных ожиданий, более вероятно, что регулятор имеет больше стимулов к сохранению текущего уровня базовой ставки и его коридора», - отмечает он.
Ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов считает, что наиболее вероятными мерами монетарного регулятора будет повышение или сохранение базовой ставки, в зависимости от его аргументации. «Аналогичного мнения придерживаются участники финрынка, опрошенные АФК в начале октября: 50% - ожидают повышения ставки, 43% - сохранения, и только 7% - снижения на заседании Нацбанка 26 октября. Как можно заметить, экспертное сообщество в целом также рассматривает два варианта – повышение или сохранение», - сообщил Рамазан Досов.
С одной стороны, сохраняются перебои в цепочках поставок товаров конечного и промежуточного пользования (в отсутствие собственного производства), что вкупе с высокими ценами на продовольствие и сырье на мировых рынках свидетельствует о существенных проблемах на стороне предложения. Кроме того, по его словам, замедление экономического роста (до 2,8% с 3,1% ранее) служит дополнительным аргументом в пользу сохранения текущей денежно-кредитной политики.
«С другой - дальнейший рост бюджетных расходов (+19% за январь-август), номинальной заработной платы (+20% с н.г.), наблюдаемой инфляции (17,7% годовых) и вызванного ею «эффекта второго порядка» в виде рекордных инфляционных ожиданий говорит о возможности использования дополнительных мер по охлаждению совокупного спроса», - говорит Рамазан Досов.