Новые прогнозы по повышению ставок ФРС США и всплеск геополитических рисков привели к волатильности на мировых финансовых рынках. Как это отразилось на обменном курсе тенге и динамике международных резервов, прокомментировала заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова.
– Какие внешние факторы превалировали в течение прошлого месяца?
– В сентябре резкое снижение риск-сентимента и повышенная волатильность рисковых активов были вызваны продолжением ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США и других ведущих центральных банков мира. Кроме того, ключевым фактором стала эскалация геополитического кризиса между РФ и Украиной.
Ежемесячная статистика по инфляции в США за август показала, что рост цен превысил ожидания аналитиков и составил 8,3% при консенсусе в 8,1%. Данный фактор подкрепил мнения глобальных инвесторов о дальнейшем агрессивном повышении ставок ФРС.
Действительно, во второй половине месяца регулятор США принял решение в третий раз подряд повысить ключевую ставку на 75 б.п. При этом Джером Пауэлл предупредил о необходимости ограничительной денежно-кредитной политики в продолжительный период.
Рост доходностей 10-летних казначейских облигаций США составил выше 4% впервые за десятилетие. Это способствовало дальнейшему глобальному укреплению доллара. Также влияние оказала жесткая риторика ФРС США. Так, индекс DXY за месяц вырос на 3%, до 112,1 пункта, в течение месяца обновив 20-летний максимум.
Вместе с тем доминирование доллара усилило локальные уязвимости. В частности, британский фунт упал до исторического минимума, завершив месяц с ослаблением на 4%, на фоне опасений, что новая фискальная политика приведет к росту инфляции и госдолга. Японская иена ослабла на 4,1% из-за сохранения ЦБ ультрамягкой денежно-кредитной политики. Для недопущения чрезмерных колебаний национальных валют Банк Японии провел валютные интервенции в форме продажи инвалюты, Банк Англии – интервенции на долговом рынке в форме выкупа гособлигаций.
Негативный риск-сентимент вызвал также распродажу на рынке акций. Индекс MSCI World снизился на 9,5% – самое глубокое падение с марта 2020 года.
На рынке нефти в сентябре снижение котировок продолжилось, цены упали на 8,8%, до 88 долларов за баррель. Таким образом, было зафиксировано первое квартальное падение нефти более чем за два года. Опасения по поводу замедления мирового экономического роста превалировали над перспективами сокращения предложения и добычи нефти. В начале октября котировки получили поддержку от неожиданного решения ОПЕК сократить производство нефти на 2 млн баррелей в сутки с ноября 2022 года.
– Что происходило на валютном рынке в течение месяца?
– В сентябре курс тенге ослаб на 0,9%, до 476,53 тенге за доллар. В течение всего месяца национальная валюта находилась под давлением ряда неблагоприятных внешних факторов. В первую очередь стоит отметить эскалацию геополитических конфликтов, оказавшую влияние на сентимент участников рынка. Помимо этого, в течение сентября продолжилось ужесточение монетарных условий в мире, а также наблюдалось снижение цен на нефть.
Несмотря на влияние негативных факторов, валютный рынок был сбалансирован, интервенции Национальным банком не осуществлялись. Биржевой объем торгов по паре тенге – доллар незначительно сократился по сравнению с августом.
Поддержку валютному рынку оказывали продажи квазигосударственного сектора. Объем выручки, проданной на валютном рынке через БВУ, составил 583,5 млн долларов. Продажи валюты для обеспечения трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет за сентябрь составили 85,1 млн долларов.
– Были ли изменения в золотовалютных активах?
– По предварительным данным, объем золотовалютных активов на конец месяца составил 32,8 млрд долларов, увеличившись за месяц на 90 млн долларов. Среди позитивных факторов основную роль сыграл приток средств БВУ на валютные счета в Национальном банке, а среди негативных – выплата госдолга и снижение цены на золото.
Цены на золото были подвержены высокой волатильности в течение сентября. По итогам месяца «золотые» котировки снизились с 1712 долл./унц. до 1673 долл./унц., или на 2,3%. Несмотря на то, что в последние дни сентября золото частично «отыграло» свои позиции, в течение месяца котировки опускались до 1618 долл./унц., обновив двухгодичный минимум с апреля 2020 года.
Снижение цены на драгоценный металл вызвано также продолжающимся ужесточением денежно-кредитной политики мировыми центробанками, глобальным укреплением доллара. Как я уже отмечала, индекс доллара по отношению к корзине основных валют в сентябре достиг 20-летнего максимума.
– Как динамика внешних факторов повлияла на объем активов Национального фонда?
– Согласно предварительным данным, по итогам сентября объем валютных активов Национального фонда составил 51,6 млрд долларов.
В прошедшем месяце из Национального фонда в республиканский бюджет было выделено 305 млрд тенге в виде трансфертов. Выделение трансфертов было реализовано преимущественно за счет остатка на тенговом счете фонда, а также, как ранее отмечалось, конвертации иностранной валюты на 85 млн долларов, или порядка 41 млрд в тенговом эквиваленте.
На фоне риторики центробанков развитых стран по ужесточению ДКП рынки облигаций и акций продолжают падать. В результате доходность портфеля облигаций развитых стран в сентябре составила (-)4,02%, портфеля акций – (-)9,26%. При этом долгосрочная доходность Национального фонда с начала создания в годовом выражении составляет 2,81%.
– Каковы перспективы финансовых рынков в ближайшее время?
– Прошедший месяц предоставил новые вводные для финансовых рынков. Так, новая точечная диаграмма ФРС США (Dot Plot) показала повышение прогноза по ставке на конец года до 4,25-4,5% против предыдущего прогноза в 3,25-3,5% (из июньского графика). Таким образом, предполагается повышение ставок еще на 1,25 п.п. до конца текущего года. Учитывая, что индекс DXY в течение текущего года укреплялся почти каждый месяц, за исключением мая, некоторые аналитики предполагают, что глобальное укрепление доллара продолжится до тех пор, пока ФРС США будет активно вести жесткую денежно-кредитную политику.
Вместе с тем необходимо отметить обеспокоенность инвесторов по поводу вмешательства Банка Японии и Банка Англии на валютном и долговом рынках. Данные центробанки прибегают к нетрадиционным инструментам денежно-кредитной политики. Это указывает на признаки неустойчивости финансовых рынков. Поэтому дальнейшее агрессивное ужесточение ставок ФРС США является серьезным фактором риска как для развивающихся рынков, так и для стран с развитой экономикой.
Для рынка нефти в начале октября также были озвучены новые вводные: неожиданное снижение квоты на добычу на 2 млн баррелей в день в ноябре-декабре 2022 года.
По подсчетам Goldman Sachs, фактическое сокращение из-за отставания производства некоторых стран ОПЕК+ от установленных ранее квот составит около 1,2 млн баррелей в день. Несмотря на это, данная договоренность альянса является существенной для нефтяного рынка. В связи с чем некоторые аналитики ожидают повышения котировок выше 100 долларов за баррель в ближайшие кварталы. Однако ожидания по ухудшению перспектив мирового роста экономики остаются факторами волатильности на рынке черного золота.