Оговоримся сразу: этот материал предложила к размещению пресс-служба Национального банка. В нем председатель Нацбанка Галымжан Пирматов говорит о внешних вызовах, когда ждать снижения инфляции и каким будет вектор развития денежно-кредитной политики страны. Публикуем ответы на вопросы, которые, как сообщила пресс-служба, наиболее часто поступают в Нацбанк.
– С момента перехода на инфляционное таргетирование наша экономика регулярно подвергается сильным внешним шокам. На ваш взгляд, позволяет ли следование принципам инфляционного таргетирования с ними справляться?
– Вы правы, экономика Казахстана подвержена внешним шокам. Причины уязвимости и вопрос улучшения устойчивости нашей экономики к внешним шокам отдельная, очень важная тема для обсуждения.
Что касается денежно-кредитной политики, после перехода на инфляционное таргетирование уровень инфляции снизился c максимального значения 17,7% в июле 2016 года до 5,4% к концу 2019 года. Более того, с января 2017 года вплоть до кризисных явлений 2020 года инфляция находилась внутри целевого коридора.
Однако реализация внешних рисков в 2020 году, связанных с ценовой войной на нефтяном рынке и последовавшей за ней глобальной пандемией коронавируса, привела к выходу инфляции за пределы целевого коридора.
С середины 2021 года инфляция как в мире, так и в Казахстане начала ускоряться в результате быстрого восстановления спроса и возникшего глобального дисбаланса на товарно-сырьевых рынках из-за нарушений цепочек поставок.
В 2022 году инфляция получила новый виток ускорения на фоне обострения геополитической ситуации.
Оперативные меры Национального банка позволили предупредить распространение последствий внешнего шока на экономику страны, способствуя макроэкономической стабильности и защите тенговых активов. Решения, принятые в феврале-марте текущего года, способствовали поддержке национальной валюты и защите сбережений казахстанцев.
– Какие результаты показывают принятые Национальным банком меры?
– Наша основная цель – защита благосостояния казахстанцев, уберечь их доходы и сбережения от обесценивания.
Мы уже видим положительные промежуточные результаты наших решений. С начала года депозитная база восстановилась с сохранением относительно низкого уровня долларизации, а в некоторых областях наши резиденты стали более активно перекладываться в тенге. Все это свидетельствует о признаках усиления сберегательного поведения, и мы видим своей задачей поддержать и закрепить такую тенденцию в условиях растущих цен.
Основные результаты по снижению инфляции от повышения базовой ставки в этом году будут с временным лагом на среднесрочном горизонте. В связи с этим основной эффект от текущих мер мы увидим только в перспективе от 1-2 лет, то есть в 2023 и в 2024 годах.
Для достижения своей цели Национальный банк ведет активную работу по созданию, настройке и улучшению основных инструментов проведения денежно-кредитной политики, включая развитие и глобализацию внутреннего рынка государственного долга. Это позволило заметно улучшить функционирование рынка государственных облигаций и повысить его привлекательность среди иностранных инвесторов.
– Иностранцы проявляют интерес к нашим государственным облигациям? Ранее Нацбанк сообщал, что ГЦБ Казахстана могут включить в индекс J.P. Morgan GBI-EM в 2022 году. Что это даст казахстанскому рынку?
– Да, интерес есть: в 2021 году внешние инвесторы увеличили покупку ценных бумаг министерства финансов почти в 5 раз – с 79 млрд тенге до 384 млрд тенге. Но на текущий момент мы наблюдаем сокращение участия иностранных инвесторов, в первую очередь, из-за текущей ситуации на мировом рынке. А она, как вы знаете, сейчас очень непростая.
В июле 2021 года J.P. Morgan выпустил обзор по управлению индексами, в котором государственные ценные бумаги Республики Казахстан были помещены на «радар» для включения в индекс GBI-EM.
Включение ГЦБ РК в индекс потенциально приведет к узнаваемости казахстанских облигаций, притоку новых иностранных инвесторов на местный рынок, что будет способствовать повышению ликвидности внутреннего рынка ГЦБ, построению рыночной кривой доходности и удешевлению государственных заимствований.
Одним из текущих приоритетов дальнейшего развития рынка государственного долга является повышение ликвидности вторичного рынка государственных облигаций.
Мы рассматриваем внедрение полноценного института первичных дилеров по государственным облигациям и передачу в конкурентную среду фондов под управлением Национального банка. Это положительно отразится на обеспечении рыночного ценообразования и развитии рынка соответствующих услуг за счет роста конкуренции. Такой подход создаст дополнительные стимулы к повышению обращаемости ценных бумаг.
В целом рассматриваемые инициативы направлены на построение эффективного и ликвидного рынка государственного долга.
– Как повлияли последние решения по денежно-кредитной политике на объемы и ставки по депозитам? Был ли соответствующий приток по вкладам населения и бизнеса в банках?
– Одна из основных целей повышения базовой ставки – увеличение привлекательности тенговых депозитов (рост доходности по ним) для стимулирования перехода населения от потребительского поведения к сберегательному.
С начала 2022 года вслед за повышением базовой ставки и рекомендуемых ставок КФГД растут ставки по вкладам как корпоративного сектора, так и населения.
В результате мы наблюдаем рост депозитов в банковской системе. Несмотря на увеличение неопределенности, объемы депозитов в депозитных организациях в годовом выражении выросли на 8,1%, до 27,2 трлн тенге. Во втором квартале текущего года, когда стало проявляться влияние от повышения базовой ставки, объемы депозитов выросли на 2,7% в результате роста тенговых вкладов физических лиц на 6,1%, юридических лиц – на 4,4%.
Указанные притоки средств на депозиты в национальной валюте наряду с оттоком вкладов из валютных депозитов способствовали снижению долларизации депозитов на конец июня 2022 года до 35,3% с максимума 38,4% в феврале. Текущий уровень долларизации практически является минимальным с момента введения инфляционного таргетирования, если вы помните, мы доходили почти до 70% (69,7% – в январе 2016 года) долларизации депозитов в 2016 году.
– Как повышение ставки отражается на кредитовании экономики? Изменилась ли ситуация с кредитной активностью банков?
– В текущем году, несмотря на повышение базовой ставки, кредиты бизнесу в годовом выражении в июне выросли на 12,7%, населению – на 40%. В свою очередь, совокупный кредитный портфель вырос на 27,5%, до 20,1 трлн тенге. Хочу также отметить, что годовой прирост кредитов корпоративному сектору в национальной валюте показал максимальный рост 19,4% впервые с октября 2012 года.
Выдачи новых кредитов предприятиям внушительные. В основном они направляются на финансирование оборотного капитала (76% – в 2021 году) и поддерживают текущую деловую активность в экономике. К примеру, за прошлый год выдача новых кредитов бизнесу составила 11,1 трлн тенге. Для сравнения: расходы республиканского бюджета за прошлый год составили 14,8 трлн тенге, то есть кредиты бизнесу были сопоставимы с ¾ расходов бюджета. Это показывает значимость банков в экономике.
Отмечу, что для качественного роста экономики важны инвестиции в основной капитал. В Казахстане исторически главным источником инвестиций в основной капитал являются не кредитные, а собственные средства предприятий (доля в инвестициях в основной капитал – 71% в 2021 году, бюджетных средств – 15%, а доля кредитов БВУ и заемных средств – 2,6%).
Наша задача – создать условия для появления долгосрочного фондирования в национальной валюте. Достичь этого мы сможем через устойчиво адекватный для нашей экономики уровень инфляции и обеспечение покупательной способности тенге. Прежде всего, на эти цели и направлена наша политика. В свою очередь, устойчивый уровень инфляции и заякоренность инфляционных ожиданий повысят уверенность экономических агентов в будущем, позволят им строить инвестиционные планы на более длительный срок и, соответственно, увеличат заинтересованность в инвестировании в основной капитал.
– Банки еще не готовы финансировать долгосрочные проекты, какие источники инфраструктурных проектов можно рассматривать?
– Безусловно, в стране есть огромная потребность в инвестициях в инфраструктуру. Но финансирование инфраструктуры в развитом мире осуществляют за счет частного капитала. Нужно устранить причины нежелания частного капитала инвестировать в инфраструктуру. Это является ключевой проблемой. И ее нельзя решить одними только деньгами. Более того, пытаясь решить ее дополнительным выделением денег, мы продолжаем создавать макроэкономическую проблему – перегрев экономики.
– Вопрос в продолжение об источниках финансирования экономики. Разумеется, что роль банков по сравнению с другими участниками финансового рынка больше. А можно подробнее?
– В 2020-2021 годах была проведена большая работа по повышению качества регуляторной отчетности. Благодаря этому мы теперь формируем статистику по кредитам экономике в расширенном определении и начнем публиковать ее ежеквартально.
Там учитываются кредиты, выданные банками второго уровня, субъектами квазигосударственного сектора (Банк развития Казахстана, организации, кредитующие субъекты агропромышленного комплекса), ипотечными организациями, микрофинансовыми организациями, кредитными товариществами и ломбардами. С изменением законодательства в состав кредитных организаций квазигоссектора может перейти АО «Отбасы банк», которое в настоящее время включается в статистику по кредитам банков.
Обеспечение полного статистического охвата операций кредитного рынка позволит экономическим агентам получить более полную картину, делать правильные выводы и принимать более информированные бизнес-решения.
– А какие денежно-кредитные условия в России и Казахстане? Почему при такой интеграции наших экономик мы проводим абсолютно противоположную политику по сравнению с Центробанком России?
– Банк России подробно коммуницирует свои решения по ключевой ставке, и вы всегда можете ознакомиться с ними. Если вкратце, после более чем двукратного повышения ключевой ставки с 9,5% до 20% в феврале текущего года из-за санкционного давления Банк России в конце июля снизил ставку до 8% на фоне сильных дефляционных процессов. Месячный прирост цен в России ушел в отрицательную зону (-0,35% – в июне). Все это происходит из-за подавленного внутреннего спроса, рецессии в экономике, а также на фоне укрепления рубля.
В Казахстане же ситуация диаметрально противоположная. За первое полугодие 2022 года ВВП республики вырос на 3,4%, и рецессии не ожидается. Стабильный внутренний спрос, который стимулируется фискальной политикой, внешние ценовые факторы продолжают подталкивать инфляцию вверх. В июле месячная инфляция составила 1,1%, а в годовом выражении – 15%.
Все это вполне объясняет, почему на текущий момент денежно-кредитная политика наших коллег из ЦБ РФ отличается от той, что проводим мы.
– В первом полугодии мировые цены на нефть пробивали исторические максимумы. Насколько позитивно это повлияло на платежный баланс страны?
– Действительно, в первом полугодии мы наблюдали максимальные цены за последние годы. Учитывая, что в среднем 60% казахстанского экспорта приходится на нефть, траектория текущего счета предопределяется траекторией мировых цен на черное золото. В периоды низкой цены на энергоносители текущий счет платежного баланса находился в зоне дефицита, а при высоких ценах наблюдался профицит.
Такая закономерность прослеживается и в первом полугодии этого года: высокие цены на нефть обеспечили профицит текущего счета в 6,6 млрд долларов. Однако данное улучшение является неустойчивым, поскольку обеспечивается лишь ростом цен на сырьевые товары. Отсутствие внутреннего производства продукции более высокого передела остается одной из главных уязвимостей к внешним шокам.
Текущего уровня отечественного производства недостаточно для покрытия внутреннего спроса. Это обуславливает стабильно высокий уровень импорта, а, импортируя товары, мы импортируем и мировую инфляцию. Кроме того, при оплате зарубежных товаров создается спрос на иностранную валюту, тем самым оказывая давление на обменный курс.
Для обеспечения устойчивости платежного баланса Национальный банк поддерживает свободное плавание тенге, абсорбируя внешние шоки.
Диверсификация экономики – работа не одного дня. Она ведется постоянно. Достижение цели правительства по несырьевому экспорту товаров и услуг в 41 млрд долларов к 2025 году уже сейчас требует усиления работы в данном направлении.
– Недавно Национальный банк опубликовал доклад о развитии Open API, Open Banking и цифровых финансовых сервисов. Можете объяснить, для чего это нужно, каким должен выглядеть конечный результат, в чем и для кого будет польза?
– Проект развития Open API и Open Banking нацелен на качественные изменения на рынке Казахстана. Для пользователей финансовых услуг появится возможность контролировать и управлять своими персональными и финансовыми данными, безопасно передавать их третьим лицам и инициировать платежи авторизованными игроками рынка.
Это позволит игрокам финансового рынка предоставлять новые персонализированные услуги и продукты, а также разрабатывать инновационные финансовые сервисы. То есть мы стараемся максимально упростить и обезопасить взаимодействие финансовых организаций и их клиентов и создать условия для инноваций и конкуренции.
– 2022 год стал годом перемен для Казахстана. Президентом была озвучена концепция «Жаңа Қазақстан». А какие изменения происходят в политике Национального банка?
– Хотелось бы начать с того, что Национальный банк сохраняет преемственность в денежно-кредитной политике. Да, перед нами много внешних вызовов, с которыми мы раньше не сталкивались. Однако текущие шоки преодолимы для нашей экономики, и мы над этим усердно работаем.
Если говорить о внутренних изменениях, то я считаю, что в вопросе трансформации и эволюции денежно-кредитной политики важны максимальная прозрачность и предсказуемость. Мы продолжаем следовать направлениям, обозначенным в Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. В частности, Национальный банк расширил в этом году свою коммуникационную политику, в особенности это касается решений по базовой ставке.
Мы хотим быть максимально понятными и последовательными, двигаясь по пути более эффективного достижения своих целей. Национальный банк и дальше продолжит следовать принципам инфляционного таргетирования при плавающем обменном курсе тенге. Уровень базовой ставки будет определяться исходя в первую очередь из необходимости достижения заявленных целей по инфляции. Дальнейшее развитие денежно-кредитной политики должно и будет происходить именно в этом направлении.