Заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан Жамаубаев на совместном заседании палат парламента по вопросу исполнения республиканского бюджета за 2021 год прокомментировал основные замечания Счетного комитета к отчету правительства, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Счетным комитетом отмечается увеличение сумм целевых трансфертов из Национального фонда. Особый акцент сделан на финансирование текущих затрат. Вместе с тем рост трансфертов обусловлен необходимостью финансирования социальных обязательств, антикризисных мер, государственных программ и поддержанием деловой активности в экономике в условиях продолжающейся пандемии. В свою очередь, хотелось бы отметить, что объем прямых налоговых поступлений от нефтяного сектора в Нацфонд в прошлом году по сравнению с предыдущим годом увеличился в 1,8 раза», - сказал Ерулан Жамаубаев.
Он пояснил, что с текущего года определение размера гарантированного трансферта будет основано на контрциклическом бюджетном правиле, и изъятия из Нацфонда в бюджет не будут превышать доходы фонда от нефтяного сектора. Кроме того, приняты ограничения на расходы бюджета. Это позволит больше накапливать активы, усиливая сберегательную функцию фонда.
«Относительно зависимости бюджета от сырьевого сектора и налогового администрирования. Доля несырьевого сектора в общем объеме налоговых поступлений за последние 5 лет в среднем составила 68% (2017-2021 гг.). Соответственно, доля сырьевого сектора за эти годы не превышала 32%. Вместе с тем постепенное оживление глобальной экономики обусловило увеличение цен на основные экспортные позиции. Все это наряду с проводимой работой по администрированию недропользователей позволило увеличить поступления именно от сырьевого сектора», - пояснил Ерулан Жамаубаев.
Он добавил, что по результатам проведенных налоговых проверок и горизонтального мониторинга недропользователей в бюджет дополнительно взыскано более 200 млрд тенге. Также за последние 3 года меры по цифровизации налогово-таможенного администрирования позволили обеспечить дополнительные поступления в бюджет на сумму более 2 трлн тенге. Из них только в 2021 году поступило более 680 млрд тенге.
«Также необходимо отметить, что за счет принятия мер принудительного взыскания снижена налоговая задолженность на 337,2 млрд тенге. Расхождения в статистических данных по направлению экспорт КНР – импорт РК снижены до 40,5%. Работа в этом направлении будет усилена», - сказал Ерулан Жамаубаев.
Далее министр остановился на теме межбюджетных отношений. Он отметил, что ведомство согласно с рекомендацией Счетного комитета по минимизации финансовых потоков между республиканским и местным бюджетами. Для укрепления бюджетной самостоятельности регионов будет осуществлено реформирование межбюджетных отношений через передачу дополнительных налоговых поступлений регионам.
«При этом Счетный комитет указывает на систематическое занижение
на местах налоговой базы для получения большего объема трансфертов общего
характера. Данное замечание будет учтено при определении объемов
субвенций и изъятий на 2023 – 2025 годы. Соответствующая методика уже была доработана с учетом
рекомендаций Счетного комитета», - сказал он.
Еще один вопрос, который прокомментировал глава Минфина, - приватизация и управление активами субъектов квазигосударственного сектора. Он напомнил, что ведется работа по актуализации Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы, в том числе по исключению объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и относящихся к субъектам естественных монополий, утверждены критерии внесения в список приватизируемых объектов.
«Касательно управления активами субъектов квазигосударственного сектора следует отметить, что в настоящее время правительством вырабатываются подходы по реформированию квазигосударственного сектора, в том числе по пересмотру дивидендной политики государства в отношении субъектов квазигосударственного сектора», - отметил он.
Ерулан Жамаубаев прокомменитровал и вопрос управления государственным долгом. Он пояснил, что рост государственного долга связан с необходимостью покрытия
дефицита республиканского бюджета и заимствованием для финансирования важных
социальных проектов. По итогам прошлого года уровень госдолга составил
27,4% к ВВП и на сегодня находится на безопасном уровне. Это подтверждается оценками международных финансовых и
рейтинговых организаций, сказал министр.
Тем не менее для дальнейшего совершенствования управления государственным долгом будут предприняты следующие меры: поэтапно будет снижаться дефицит бюджета, что способствует снижению темпов роста долга; активизация деятельности по борьбе с теневой экономикой. Ожидается постепенное увеличение налоговых поступлений через улучшение администрирования и цифровизацию (в целях повышения доходной части бюджета); при заимствовании будет максимально использована ликвидность внутреннего рынка (в целях исключения валютных рисков и развития внутреннего рынка).
Он отметил, что за несвоевременное освоение средств внешних займов в законодательстве появилась норма по установлению ответственности первого руководителя госоргана (ст. 206 БК, действует с 01.01.2022 г.).
«В целом правительством на системной основе будет усилен
контроль за формированием и управлением государственным и гарантированным
государством долгом, а также долгом квазигосударственного сектора. В этой связи будет принята Концепция управления
государственными финансами до 2030 года», - сказал министр.
Читайте также
Среди ключевых факторов такого решения - непредсказуемость мировой экономики, пояснила глава Счетного комитета