С развитием технологий так же быстро меняется, казалось бы, самый консервативный рынок – банковский сектор. Подстегнуло этот процесс испытание, с которым столкнулся весь мир – пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения. Как меняется банковский сектор, можно ли говорить о противостоянии традиционных банков и финтех-компаний, какие фининституты будут конкурентоспособными, какие технологии могут изменить расстановку сил на рынке? Центр деловой информации Kapital.kz начинает серию материалов на эти темы с экспертом, первым заместителем председателя Halyk Bank Антоном Мусиным. Первая беседа о развитии цифровых валют и проекте цифрового тенге.
Почему центробанки практически всех крупных стран начали заниматься вопросами цифровых валют?
Есть несколько ключевых драйверов. Рынок и центробанки, в частности, видят растущий рынок и ряд преимуществ, которые дают криптовалюты – в первую очередь в части отслеживания платежей. Именно успех криптовалют и их технологические преимущества являются факторами, направляющими центральные банки к вопросу эмиссии собственных цифровых валют.
Далее, центробанки, видя возможности технологий, хотят в том числе также использовать их для повышения прозрачности проведения платежных транзакций. Цифровые валюты в случае замещения существенной части физической денежной массы дадут возможность контроля каждой транзакции. Там, где было невозможно ранее проследить платеж бумажными деньгами - это станет возможно. Технологические преимущества цифровой валюты дают массу новых способов госорганам для контроля незаконного оборота денежных средств и борьбы с отмыванием. Конечно, это не может не привлекать государство для того, чтобы изучать данную тему и пилотировать такие проекты.
И, наверное, третий драйвер – это принципиально новые свойства, которыми можно наделить такие электронные деньги. Например, вы можете стимулировать спрос и потребление без наращивания эмиссии за счет гибкого централизованного управления процентной ставкой, начисляемой на цифровые валюты, или введения времени действия каждого конкретного цифрового тенге. Представьте, что, например, деньги в вашем кошельке имеют срок действия, когда вы будете вынуждены их потратить, чтобы они не сгорели. Это и многое другое централизованно и очень гибко позволят делать именно цифровые валюты.
Чем цифровая валюта отличается от криптовалют?
Основные отличия заключаются в том, что, во-первых, эмиссией цифровой валюты занимается центральный банк конкретной страны, в случае с цифровым тенге - это Национальный банк Республики Казахстан. При этом эмиссия централизована, в отличие от криптовалют, в которых эмиссия в большинстве случаев как раз наоборот децентрализована.
Во-вторых, так как эмитентом выступает Национальный банк, то надежность валюты не должна вызывать сомнений, в том числе и потому что предполагается, что эта валюта будет обеспечена резервами Национального банка. Все то же самое мы имеем сейчас для классических форм денег в бумажном и электронном виде, которые точно так же подкреплены надежностью государства.
Какие могут быть угрозы и негативные последствия внедрения цифровых валют?
Угроз несколько, причем как для банковской системы, так и для физических лиц. Цифровые валюты при существенном объеме эмиссии меняют устоявшиеся бизнес-модели банков. В некоторых вариантах реализации цифровых валют не предполагается начисление процентов в случае их накопления, соответственно, в этих конструкциях банки теряют возможность своего классического способа заработка денег, то есть они не могут использовать цифровую валюту в качестве капитала для перекладывания в другие проекты.
Еще одной из ключевых угроз для физических лиц является риск информационной безопасности. В некоторых вариантах реализации предполагается, что цифровая валюта будет храниться на устройстве у физического лица, в телефоне или персональном компьютере. Следовательно, риски информационной безопасности существенно возрастают. Устройство физического лица зачастую легче взломать, вывести цифровые деньги или начать вымогать за предоставление доступа к ним. Банк в случаях с вкладами и электронными деньгами минимизирует эти риски, он несет ответственность за ваши деньги. Здесь, несмотря на то что деньги электронные и их нельзя украсть физически, эти риски де-факто перекладываются на физическое лицо.
И третий риск, который я бы тоже отметил, это риск макроэкономический. Так как внедрение цифровой валюты меняет в определенном смысле некоторые ключевые показатели денежной массы в целом, то возможно влияние на макроэкономику страны. И эти показатели стоит принимать во внимание, это тоже несет определенные риски для финансовой системы страны.
Будет ли Халык участвовать в эксперименте Национального банка по цифровому тенге?
Да, мы хотим принять участие и видим за проектом большое будущее. С моей точки зрения, у проекта масса перспектив. Несмотря на те риски, которые я обозначил выше, нам, несомненно, нужно развиваться в данном направлении, потому что за этим будущее банковского сектора и конкретно перспективы дальнейшего развития бизнеса нашего банка. Проект, безусловно, интересен с точки зрения выгод, интересен в целом и населению, Национальному банку, государству. Но он интересен и с точки зрения потенциала и банкам тоже. Единственное, хотелось бы отметить, что пока, к сожалению, устоявшихся моделей использования цифровых валют по факту нет. Банки по всему миру совместно с центральными банками стран находятся на начальной стадии поиска оптимальных моделей взаимодействия друг с другом и рынком с помощью цифровых валют.