Как увеличить стоимость компании с помощью ESG

Пять рычагов, через которые факторы ESG влияют на стоимость компании и денежные потоки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как увеличить стоимость компании с помощью ESG- Kapital.kz

Компании с продуманными предложениями в области защиты окружающей среды, социального развития и корпоративного управления (ESG) могут создавать более высокую стоимость для акционеров и для общества в целом. Есть пять способов сделать это - и не в отдаленном будущем, как полагают многие, а «здесь и сейчас», во многих секторах и нишах современных глобальных и национальных рынков. Ведь на потребительскую сцену вышло поколение Y, дети двухтысячных, которые скорее предпочтут те компании и организации, которые разделяют с ними ценности устойчивого развития. Как показывают наши исследования и накопленный нами опыт, факторы ESG влияют на стоимость компании и денежные потоки через пять основных рычагов:

1. Рост выручки

Продуманное предложение в области ESG помогает компаниям осваивать новые рынки и расширять существующие. Когда государственные органы доверяют бизнесу, они более склонны предоставлять ему доступ и выдавать разрешения и лицензии, которые открывают новые возможности для роста. Например, в Калифорнии конкурсный выбор подрядчиков на реализацию масштабных инфраструктурных проектов часто проходит на основании достижений участников в области устойчивого развития. Очевидно, что высокая эффективность в области ESG оправдывает себя и в горнодобывающей промышленности. Возьмем в качестве примера золото — биржевой товар (хоть и дорогой), который, при прочих равных условиях, должен приносить золотодобывающим компаниям одинаковую ренту, независимо от их предложения в области ESG. Тем не менее в ходе одного крупного исследования было установлено, что компаниям, которые занимаются социальной деятельностью, полезной, с точки зрения госорганов и общества в целом, легче добывать природные ресурсы и у них наблюдается меньше задержек в операционной деятельности. Такие компании получили заметно более высокую оценку, чем их конкуренты с менее развитым социальным капиталом.

Схема 1. Продуманное предложение в области защиты окружающей среды, социального развития и корпоративного управления (ESG) способствует созданию стоимости через пять основных рычагов.

Как увеличить стоимость компании с помощью ESG 787022 - Kapital.kz

Факторы ESG также могут повлиять на потребительские предпочтения. Как показало исследование McKinsey, потребители готовы доплачивать за экологически чистую продукцию. Хотя на практике могут быть существенные расхождения (например, часть покупателей отказываются платить даже на 1% больше), мы обнаружили, что более 70% потребителей, покупая продукцию из различных отраслей, включая автомобилестроение, строительство, производство электроники и упаковки, готовы доплачивать 5% за экологически чистый продукт, если он будет соответствовать тем же стандартам эффективности, что и его неэкологичная альтернатива. В ходе другого исследования почти половина (44%) опрошенных нами компаний сообщили, что возможности для бизнеса и роста стали стимулом к началу реализации программ устойчивого развития.

Выгода от этого весьма ощутима. Например, финская компания Neste, основанная более 70 лет назад как традиционная нефтеперерабатывающая компания, сейчас более двух третей своей прибыли получает от реализации возобновляемого топлива и продукции, связанной с устойчивым развитием.

1. Сокращение затрат

Благодаря работе в сфере ESG можно существенно снизить затраты. Среди прочих преимуществ: эффективная деятельность в области ESG дает возможность затормозить рост операционных расходов (таких как затраты на сырье или реальная стоимость воды и энергии), которые, как показало исследование McKinsey, могут сократить операционную прибыль на целых 60%. В рамках этого исследования наши коллеги разработали специальный показатель (отношение количества потребляемой энергии и воды, а также образуемых отходов к выручке) для анализа относительной эффективности использования ресурсов компаниями в различных секторах и обнаружили существенную корреляцию между эффективностью использования ресурсов и финансовыми результатами. Исследование также выявило ряд компаний из разных секторов, которые добились особенно впечатляющих результатов — это как раз те компании, которые дальше других продвинулись в реализации своей стратегии устойчивого развития.

Как в случае с любым из пяти способов создания стоимости за счет ESG, в первую очередь необходимо оценить имеющийся потенциал. Крупная североамериканская водоснабжающая компания добилась экономии почти в $180 млн в год благодаря внедрению принципов бережливого производства, направленных на совершенствование планового техобслуживания и управления запасами запчастей, а также на решение вопросов энергопотребления. 

2. Сведение к минимуму вмешательства регулирующих органов

С помощью более продуманного предложения по созданию стоимости за счет привлечения всех стейкхолдеров компании могут достичь большей стратегической свободы, ослабив давление со стороны регулирующих органов. Мы видим на множестве примеров из разных секторов и регионов, что продуманное предложение в области ESG помогает компаниям не только снизить риск неблагоприятного вмешательства со стороны государства, но и обеспечить поддержку с его стороны.

Согласно результатам нашего анализа, вмешательство государства, как правило, ставит под угрозу одну треть прибыли компании. Разумеется, влияние государственного регулирования варьируется в зависимости от отрасли. В фармацевтике и здравоохранении на кону приблизительно 25–30% прибыли. В банковской сфере, где крайне важную роль играют требования к достаточности капитала, системное регулирование для крупнейших финансовых учреждений и защита прав потребителей, речь идет о 50–60% прибыли. В автомобильной, аэрокосмической и оборонной отраслях, в сфере высоких технологий, где значительная доля инвестиций финансируется из государственного бюджета, штрафы, взыскания и иные меры способны «съесть» до 60% прибыли. В свою очередь, у ответственных бизнесов, тщательно выполняющих требования ESG, меньше шансов быть оштрафованными за существующие проекты и получить новые на конкурсной основе.

3. Повышение производительности труда

Программы ESG помогают компаниям привлечь и удержать высококвалифицированных сотрудников, повысить их мотивацию, укрепив в них понимание цели, и увеличить производительность труда в целом. Наблюдается положительная корреляция между удовлетворенностью сотрудников и доходами акционеров. По данным Лондонской школы бизнеса, компании, входящие в сотню лучших работодателей (100 Best Companies to Work For) по версии журнала Fortune, в течение более 25 лет ежегодно приносили на 2,3–3,8% больше прибыли, чем прочие аналогичные компании. Более того, уже давно замечено, что сотрудники, которые испытывают не только чувство удовлетворения, но и чувство привязанности, выполняют свою работу лучше. Чем больше сотрудник убежден в том, что его работа влияет на тех, кто пользуется результатами его труда, тем сильнее его мотивация действовать в общественных интересах.

В ходе недавних исследований также была выявлена взаимосвязь между положительным воздействием на общество и высокой степенью удовлетворенности работой, а эксперименты на местах показывают, что, когда компании помогают обществу, сотрудники воспринимают это с энтузиазмом.

Подобно тому, как осознание высокой цели может вдохновить ваших сотрудников на более эффективную работу, плохо продуманное предложение в области ESG может негативно сказаться на производительности труда. Самые яркие примеры — забастовки, намеренное снижение темпов работы без нарушения рабочих инструкций и иные подобные действия сотрудников внутри компании. Надо иметь в виду, что на производительность также влияют факторы, находящиеся за пределами компании, - например, в рамках цепочки поставок, в том числе отданных на субподряд основными поставщиками. По этой причине крупнейшие производители пищевых продуктов запускают глобальные программы соблюдения принципов ESG «от фермы до стола и от стола до свалки». Или создают модельные «образцовые хозяйства», в которых не только знакомят фермеров-поставщиков с новыми технологиями, но и расширяют их возможности доступа к капиталу. А сети супермаркетов с помощью систем скоринга отслеживают условия работы у своих подрядчиков, в том числе на заводах в Азии и Африке.

4. Оптимизация инвестиций и активов

Продуманные программы ESG могут повысить доходность инвестиций за счет получения доступа к капиталу для реализации проектов, имеющих более привлекательные перспективы и лучше соответствующих принципам устойчивого развития (например, использование возобновляемых источников энергии, сокращение отходов и установка скрубберов). Они также могут помочь компаниям избежать невыгодных инвестиций, которые могут не окупиться из-за долгосрочных проблем, связанных с экологией. Стоит иметь в виду, что для надлежащего учета доходности инвестиций необходимо начинать с правильно выбранного базового уровня. В том, что касается ESG, важно помнить, что бездействие – это убытки. Продолжив полагаться, например, на энергоемкие заводы и оборудование, вы будете и дальше растрачивать денежные средства. И, хотя изменение операционной деятельности может потребовать значительных вложений, ожидание обернется вам еще дороже. Правила игры меняются: новые требования регулирующих органов к выбросам в атмосферу, скорее всего, отразятся на затратах компаний на энергоснабжение и особенно на балансовых показателях в углеродоемких отраслях. А запреты или ограничения на такую продукцию, как одноразовый пластик или дизельные автомобили в центрах городов, создадут сложности для большого количества предприятий, и многие из них будут вынуждены наверстывать упущенное. Один из способов упредить такое развитие ситуации в будущем — задуматься над перепрофилированием активов прямо сейчас.

Дальновидность приносит плоды. Подхватив тенденцию к устойчивому развитию, компании могут открыть новые возможности для увеличения доходности инвестиций. Эта тенденция отчетливо заметна, например, в Китае. Прогнозируется, что необходимость борьбы с загрязнением воздуха в стране создаст до 2030 года инвестиционные возможности в объеме более 3 трлн долл. США в самых разных отраслях, от мониторинга качества воздуха и очистки воздуха в помещениях до приготовления цементной смеси.

Личностная переориентация

Пять рычагов создания стоимости основаны на неопровержимых цифрах, но, как всегда, важную роль играют и «человеческие» факторы. Приведу несколько личных советов для руководителей, которые ищут новые возможности, связанные с ESG, или пытаются подтолкнуть компанию в направлении, прямо противоположном ее традиционной бизнес-модели.

Предложите конкретный план действий

Понимать, как работают разные механизмы создания стоимости за счет факторов, связанных с защитой окружающей среды, социальным развитием и корпоративным управлением, — это важно. Но о чем на самом деле вы будете говорить, чтобы вдохновить окружающих? Как ни странно, это зависит от разных обстоятельств. Индивидуальные факторы, которые могут вдохновить каждого из нас, по определению, индивидуальны. Это означает, что темы, наиболее важные для топ-менеджеров в вашей команде, будут действовать на разных людей по-разному. В крупных компаниях могут реализовываться десятки социальных, общественных и экологических проектов одновременно. Если проектов слишком много, может возникнуть хаос и даже противоречие в целях.

По нашему опыту, приоритетные проекты должны быть четко определены, и их не должно быть более пяти. Чтобы сделать выбор и получить от выбранных проектов максимальную отдачу, ориентируйтесь на свою компанию. Например, одно из ведущих сельскохозяйственных предприятий использует свои имеющиеся возможности для решения проблемы  голода. Компания использует свои доведенные до совершенства компетенции, чтобы помогать фермерам в развивающихся регионах диверсифицировать выращиваемые ими культуры и внедрять новые технологии. Это позволяет наращивать объемы производства и укреплять связи компании с различными странами и сообществами.

Даже в рамках одной и той же отрасли разные компании будут реализовывать принципы ESG по-разному в зависимости от этапа жизненного цикла, на котором находится компания. Новые, активно развивающиеся игроки обычно имеют высокий потенциал роста за счет инициатив в области ESG (например, крафтовая пивоварня BrewDog тратит 20% ежегодной прибыли на пожертвования), в то время как у традиционных компаний просто нет такой возможности. Для некоторых компаний, таких как угледобывающие предприятия или производители табачных изделий, инициативы в области ESG эффективнее всего направить на поддержание связей с сообществами и приоритизацию мер по предотвращению рисков. Независимо от обстоятельств, в которых находится компания, именно  руководитель компании должен обеспечить поддержку проектам, которые больше всего соответствуют ее миссии.

Будьте прагматиками

Основной целью, которую озвучивает руководитель компании, должно быть создание стоимости. Все остальное может прозвучать неуместно. Руководителей, особенно топ-менеджеров, обычно оценивают исходя из достижения ключевых показателей эффективности. В таких условиях высказывания высшего руководства о ESG могут сбить с толку или показаться слишком расплывчатыми и потому бесполезными. Призывы к спасению планеты не сработают. Чтобы вовлечь всех в процесс, докажите, что приоритеты вашей компании в области ESG действительно создают стоимость и покажите руководителям, как именно это происходит. При этом лучше всего продемонстрировать неопровержимые показатели, которые вписываются в бизнес-модель (например, объем производства в расчете на базовый уровень потребления электроэнергии, затраты на отходы на конкретном предприятии или в конкретном регионе на одного работника, выручка в расчете на калорию для компаний по производству продуктов питания и напитков).

Вы упростите себе задачу, если заранее тщательно проанализируете, какие аспекты разных этапов создания стоимости являются важными для компании, где заложен наибольший потенциал и какие сферы оказывают на вашу компанию наибольшее влияние. Компании, действующие с опережением, тщательно изучают потенциальные проекты, в том числе привлекая наиболее авторитетных специалистов и отраслевых экспертов, обсуждают сделанные выводы с внутренними и внешними заинтересованными сторонами, а затем публикуют результаты. Публичное обоснование своей позиции, в том числе для инвесторов, формирует серьезное отношение к теме и гарантирует, что за этим последуют практические меры.

Будьте реалистами

Честная оценка инициатив в области ESG предполагает откровенное признание того, что неудачная реализация может привести к масштабному снижению стоимости компании. Компании, которые показывают плохие результаты с точки зрения ESG, с большей вероятностью столкнутся с существенными неприятностями. Только за последние несколько лет во многих компаниях, недостаточно хорошо продумавших предложение в области ESG, наблюдалось снижение рыночной капитализации на величину от 10% в течение нескольких дней и недель после того, как становились известны их ошибки. Руководителям следует внимательно оценить долю стоимости, которая зависит от качества взаимодействия с внешними сторонами (по нашему опыту, неэффективное взаимодействие обычно грозит снижением около 30% стоимости), и продумать план действий на случай возможного падения операционной прибыли. В наши дни события, которые кажутся маловероятными, могут возникнуть буквально на пустом месте. Одного неосторожного сообщения в соцсетях может быть достаточно. Легкомысленное отношение к ESG приведет компанию к провалу, а неспособность решительно противостоять риску потери прибыли может обернуться катастрофой.

Вдумчивая и прозрачная оценка связанных с ESG рисков, напротив, обеспечит рост долгосрочной стоимости — даже несмотря на то что такой подход может вызвать неудобство и кратковременные трудности.

Сегодня ведущие казахстанские компании понимают важность ESG-повестки и находятся на этапе переосмысления своей деятельности в соответствии с принципами защиты окружающей среды, социального развития и грамотного корпоративного управления. На чем стоит сфокусироваться, чтобы достичь позитивного финансового результата на короткой дистанции, заложить основу для долгосрочного успеха, удовлетворить потребителей и заинтересовать инвесторов? Совсем не обязательно, что пять рычагов создания стоимости с помощью программ ESG одинаково эффективно подойдут всем без исключения, сработают в любой ситуации, отрасли или регионе, но их потенциал уже проверен многими десятками компаний. И не только на глобальных рынках, но и на отечественном, где актуальность ESG с каждым годом все очевиднее.

Дулатбек Икбаев, партнер McKinsey & Company

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вверх
Новости партнеров: